Как строились лодки, как лодки те звались...
или
«ИСТОРИЯ ПОДВОДНОГО ФЛОТА РОССИИ».
История отечественного подводного
флота богата и свершениями, и кораблями. Разумеется, в нашем скромном "Введении в историю
подплава" мы не имеем возможности описать каждый корабль или сражение. Да и цель у нас
совсем иная - окинуть орлиным взором, так сказать, с высоты птичьего полёта, перископы
знаковых, для нашего флота, кораблей и самые важные события. Так что, мы вовсе не
претендуем на всеобщий охват и энциклопедическую скрупулезность. И будем искренне рады
Вашим замечаниям и уточнениям.
Считается, что история нашего подводного
кораблестроения
начинается
в ХVII веке с попытки постройки "Потаённого судна" плотником Ефимом Никоновым.
Всего через два века подводные лодки, из примитивной
бочки, превратились в надежный род боевых сил Военно-Морского Флота России. Девятнадцатого
марта 1906 года Николай II издал указ о создании в России "потаенного" флота,
по которому подводные лодки стали считаться самостоятельным классом кораблей.
Этот день стал государственным праздником (отменён в 1917 году, восстановлен
в 1996 году приказом ГК ВМФ адмирала Ф.Н.Громова).
Уже в начале XX века в России были хорошо подготовленные
специалисты-подводники. Костяк подводного флота составляли около 100 офицеров.
26 января 1909 года по Морскому ведомству
был издан приказ №-19 которым было установлено ношение специального серебряного
нагрудного знака для офицеров подводного плавания военно-морского флота.
Его введение поднимало авторитет подводников среди флотских офицеров и являлось
поощряющим стимулом для желающих служить на подводных лодках.
Серьёзное испытание, которым стала для всех ведущих
флотов Первая Мировая война, подводная лодка, как боевой корабль, выдержала с честью,
чего нельзя сказать о многих других кораблях.
Несмотря на то, что за предшествовавшие войне
пятнадцать лет, подводные лодки успели "отметиться" в трёх войнах и даже пустить одну
торпеду, отношение к ним было самое противоречивое. Никто в мире не мог определить
предназначение этого судна. Даже ведущий конструктор русских подводных лодок И.Г.Бубнов
в 1909 году писал, что лодки в будущей войне будут нести позиционную службу у берегов,
"как своеобразные минные банки". Тем не менее, вскоре отношение к "потаённым кораблям"
резко переменилось. Даже будучи весьма несовершенными кораблями, подлодки
зарекомендовали себя в Первой Мировой весьма грозным оружием. Один только слух о
появлении вблизи неприятельских кораблей русской субмарины вызывал панику.
Несмотря на любовь большинства адмиралов к могучим,
многопушечным плавучим крепостям, неказистая субмарина
оказалась
гораздо более грозным оружием, чем броненосцы и линкоры.
После окончания Первой Мировой Войны, ведущие
морские державы осознали всю грозную силу подводного флота, и приступили к разработкам
новых подводных кораблей.
Подводный флот СССР рос, с пугающей весь мир
быстротой. Помимо качественных характеристик, подлодок было просто очень много!
К 22 июня 1941 года в состав советского флота входило двести одиннадцать подводных
лодок, не считая тех, которые проходили испытания. Всего с 1927г. по 22 июня 1941г.
в СССР было заложено 297 подводных лодок.
С первых же дней
войны
развернулись активные боевые действия подводников.
Во время войны, приказом народного комиссара ВМФ СССР
адмирала Н.Г.Кузнецова №-170 от 12 июля 1942 года, было восстановлено ношение
специального нагрудного знака для офицеров-подводников, введенное ещё приказом по
морскому ведомству в 1909 году. Знак претерпел некоторые изменения, теперь это
серебряная лодочка с рубиновой звездой под рубкой, привинчивающаяся над правым карманом.
Приказом министра обороны СССР №-233 от 15 августа 1987 года командирская лодочка
именуется нагрудным знаком "Командир корабля" и вручается только стоящим на должности
командирам подводных лодок.
Несмотря на впечатляющие успехи в кораблестроении
и невероятный масштаб проектирования и строительства, главный вопрос, вопрос о единой
энергетической установке для подводного и надводного хода, за все эти годы так и не был
решён. Несмотря на применение перекиси водорода (что оказалось слишком дорого и опасно)
и всяческие ухищрения, вроде РДП, которое, кстати, применяется на ДЭПЛ до сих пор,
подводный флот оставался "ныряющим". Лишь после запуска первых атомных реакторов,
нарабатывающих плутоний, появилась, пока ещё только умозрительная, возможность
создания принципиально новой энергетической установки. А после испытания первой
атомной бомбы и получения довольно большого опыта по продолжавшейся уже четыре года
эксплуатации опытного энергетического атомного реактора, было принято решение о
постройке первой атомной подводной лодки.
В 1952 году И.В.Сталин подписал постановление Совмина
о "Проектировании и строительстве проекта 627". Главным конструктором корабля был
назначен В.Н.Перегудов. В отличие от первенца атомного подводного флота США, корабль
проектировался двухреакторным, с торпедообразными обводами. Он не предназначался для
плавания на поверхности. Вооружение корабля должна была составить одна огромная,
двадцатичетырёхметровая торпеда с термоядерной боеголовкой. Но, по многим причинам,
авантюра с "суперторпедой" провалилась, и лодка получила мощное, но весьма обыкновенное
торпедное вооружение. Проект первого нашего атомохода базировался на ДЭПЛ 611 проекта.
Первым командиром К-3, спущенного на воду в 1958 году (эксплуатация корабля, получившего
после успешного арктического похода имя - "Ленинский Комсомол", продолжалась аж
до 1991 года!), стал Л.Г.Осипенко.
Начиная с первого нашего атомного корабля,
проекта 627,
многоцелевые
атомные подводные лодки стали одной из важнейших составляющих
подводного флота. Отечественные атомные ПЛ, гораздо раньше американских (которые
изначально строились, как противолодочные), оказались многоцелевыми - охота за лодками
противника была только одной из задач. С появлением крылатых ракет, запускаемых из
торпедных аппаратов, возможности кораблей ещё больше расширились. На сегодняшний день,
уничтожение надводных кораблей, борьба с авианесущими группировками, минные постановки
и т.п. является "прямой обязанностью" этих подлодок.
С окончанием Второй Мировой Войны, изменилась не
только карта Европы, но и общее геополитическое положение. Германия больше не могла
претендовать на роль лидирующей мировой державы. Появились новые полюса противостояния -
СССР и США. И новому противостоянию требовалось принципиально новое оружие. И если раньше
оружие конструировалось под корабль, то теперь акценты несколько изменились. Первая попытка
оснастить ПЛ новым, ракетным оружием, была принята в конце сороковых годов. Для точной
копии немецкой ФАУ-2 - Р-1, ЦКБ-18 попыталось сконструировать специальную ПЛ. Однако,
в связи с "капризностью" ракеты, сложной и долгой подготовки её к старту, работы были
закрыты на стадии эскизного проекта.
Опыт, накопленный в ходе проектирования и постройки
первых отечественных атомных торпедных подводных лодок, а также дизель-электрического
ракетоносца проекта 629, позволил в середине 50-х годов приступить к созданию первого
советского
подводного атомохода, оснащенного баллистическими ракетами.
Корабль предназначался для нанесения ракетно-ядерных ударов по военно-морским базам,
портам, промышленным и административным центрам, расположенным на побережье
и в глубине территории противника.
Россия является первой страной в мире, которая
ещё в 50-х приступила к созданию
подводных лодок с крылатыми ракетами на борту.
Естественно, что первым кандидатом
в корабль-носитель КР рассматривался наш первый атомоход проекта 627. В 1956 г. было
принято решение о создании на базе многоцелевой АПЛ проекта 627А - опытной атомной
подводной лодки с ракетным вооружением. Корабль предназначался для нанесения ударов
стратегической крылатой ракетой П-20 с ядерным зарядом, разрабатываемой в ОКБ С.В.Ильюшина,
по объектам противника, расположенными как на побережье, так и в глубине его территории.
Крылатая ракета (или по терминологии того времени - самолет-снаряд) с максимальной
дальностью стрельбы 3500км. размещалась в контейнере диаметром 4,6м. и длиной 25м.,
расположенном на палубе непосредственно за ограждением рубки. Стартовая масса ракеты
составляла порядка 30 тонн. Пуск КР производился из надводного положения. Расчетное
время нахождения в надводном положении для пуска ракеты составляло 6,5 минуты. Кроме
ракетного вооружения, лодка оснащалась четырьмя 533мм и двумя 400мм торпедными аппаратами
(боекомплект соответственно четыре и шесть торпед). Однако в 1960 году руководство ВМФ
изменило свое отношение к стратегическим крылатым ракетам, которые были признаны
неперспективными из-за совершенствования средств ПВО потенциального противника.
Кроме того, попытки разместить на корабле стратегические крылатые ракеты при традиционном
подходе к решению конструкторских задач вели к возрастанию массы и габаритов пускового
оборудования. Работы по комплексу П-20 и подводной лодке П-627А были остановлены.
Но, как и в случае с первым стратегическим подводным ракетоносцем, было принято решение
опробовать новую систему вооружений на ДЭПЛ. Это объяснялось многими причинами, и, прежде
всего - отсутствием готового атомного корабля, способного нести крылатые ракеты.
Наши же американцы "друзья" только в начале
восьмидесятых годов поняли какое это грозное оружие - крылатая ракета на подводной лодке...
Некоторые военно-морские специалисты считали,
что появление АПЛ приведет к отказу от использования
дизель-электрических подводных лодок
как безнадежно устаревших - ведь их ходовая часть практически не претерпела
изменений со времен Первой Мировой войны.
Но этого не случилось, поскольку более дешёвые
и простые корабли оказались востребованными флотом по многим причинам. Например,
несение боевой службы в небольших морях целесообразнее поручить именно
ДЭПЛ. И если США не имеют необходимости патрулировать прибрежные воды относительно
небольшими ПЛ по географическим причинам, то наша страна не может позволить себе
отказаться от этого оружия.
* * *
Вот и окинули мы орлиным
взором перископы наших подводных кораблей. Конечно, основное внимание в нашем скромном
повествовании уделено кораблям послевоенной постройки, но это легко объяснимо. Они - не
только наша история, они - наши современники и защитники. Корабли проектов 667БДР,
667БДРМ, 941, 949А, 971 несут боевые службы во всех океанах. Мы очень надеемся,
что руководители страны не забудут об этом, а так же о том, что любое государство должно
уметь защитить себя. Никакие договоры не дадут и сотой доли той безопасности,
которую гарантирует наличие мощнейшего (пока) подводного флота.
Что же ждёт нас в будущем? Полный развал и гибель?
Мы надеемся, что нет.
Были за эти вот уже почти пятьдесят лет и катастрофы,
и величайшие достижения, уникальные походы на полюс, запуск космических ракет с экватора,
и погружение на более чем километровую глубину. Наша страна построила 242 атомных лодки.
Последняя спущена совсем недавно - это
Гепард, проекта 971
под командованием Д.Д.Косолапова.
Скоро будут спущены на воду корабли четвёртого поколения - ракетоносец "Юрий Долгорукий"
и ПЛА "Северодвинск". И, невзирая на трудности последнего времени, наш подводный флот
смотрит в будущее с надеждой.
|
|