"К-2000: "ЖЕЛЕЗО": История подводного флота России А.Вырский, В.Ульянов
Москва - Санкт-Петербург, январь 2002 года
ВТОРАЯ МИРОВАЯ
Ко Второй мировой, наш флот подошёл с
совершенно другими кораблями. К началу войны флот обладал значительными подводными силами -
основу которых составляли дизель-электрические подлодки разных классов - большие ("Декабрист"),
средние (знаменитая "Щука"), малые (самые многочисленные) - "Малютка".
"Декабрист" пришёл на смену "Барсам". Главным отличием
стала двухкорпусная конструкция. Все последующие лодки (включая и современные) строятся по этой
схеме. Проект был разработан под руководством талантливого конструктора Б.М.Малинина. Первая
подлодка была заложена в марте 1927 года и вступила в строй в конце 30-х годов. Усреднёнными
(прошли ряд модернизаций) техническими характеристиками лодок этого типа были:
Водоизмещение: надводное ~950т., полное ~1360т.; длина ~76,5м,
ширина -6,4м, осадка ~4м;
мощность: дизелей 2х1100л.с., электромоторов 2х525л.с.; скорость хода:
~13/~9 узлов;
дальность плавания экономходом: ~5000-7000/~130 миль;
Торпедное вооружение: 6 носовых и 2 кормовых 533мм ТАТА (14 торпед);
артиллерийское вооружение: 100мм и 45мм, пулемёт.
Экипаж: 53 человек, автономность: 47 суток, глубина погружения:
до 90 м.
В отличие от армии и ВВС, флот в первый день
войны не потерял ни одного корабля. Однако уже на следующий день начались потери.
Горький список потерь открылся 23 июня, в тот день немецкая U-144 потопила нашу М-78.
На другой день в Либаве, в связи со срочной эвакуацией ВМБ, было взорвано около десяти
находившихся на ремонте подводных лодок...
Подводники-североморцы разработали немало тактических
приемов действия подводных лодок. Командиры-подводники, действуя в условиях Севера,
проявляли изобретательность, действовали смело и решительно. Еще до войны они применили
способ залповой стрельбы "веером". За годы войны подводниками Северного флота было потоплено
160 транспортных судов, 4 миноносца, подводная лодка, 20 тральщиков, 20 сторожевых кораблей.
Балтийцы, в крайне трудных условиях каких
не испытывали подводники на других морских театрах, весьма успешно преодолевали
многочисленные минные заграждения и другие препятствия, выставленные врагом в Финском заливе,
выходили в открытое море и наносили ощутимые удары по противнику, топили его транспорты
и боевые корабли. За годы войны балтийским подводникам были вручены 2190 орденов и 983 медали.
21 подводник стали Героем Советского Союза, 12 лодок
удостоены звания гвардейской, 23 награждены орденами Красного Знамени, а Д-3, М-172, С-56
и Щ-402 того и другого отличия сразу. Такие высокие награды достались дорогой ценой.
За 1941-1945 годы удалось достроить немногим более 50 подлодок, а потеряно было больше
сотни, т.е. их общее количество уменьшилось на четверть.