"К-2000: "ЖЕЛЕЗО": История подводного флота России А.Вырский, В.Ульянов
Москва - Санкт-Петербург, январь 2002 года
БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ
К октябрю 1914 года Россия располагала
на Балтийском флоте бригадой из восьми боевых и трёх учебных лодок. Но только одна из них -
"Акула" - по-настоящему считалась боеспособной. Остальные относились к конструкциям периода
русско-японской войны и могли выходить в походы не далее Финского залива и его окрестностей.
Следующим кораблём Императорского флота стала подводная
лодка проекта инженера М.П. Налетова "Краб", явившаяся первым в мире подводным минным
заградителем. Подлодка была заложена в конце 1909г. на эллинге завода "Наваль" Обществом
Николаевских заводов и верфей в Николаеве. В августе 1912 г. была спущена на воду и зачислена
в списки кораблей ЧФ, а в июне 1915 г. вошла в боевой состав ЧФ. Основным оружием были 60
якорных мин, которое было успешно применено во время 1-й мировой войны при выполнении первых
в мире подводных минных постановок на подходах к Босфорскому проливу (при этом подорвался
германский крейсер "Бреслау") и порту Варна. "Краб" использовался для несения позиционной
и дозорной службы у берегов Крыма. В сентябре 1916 года в Севастополе, лодка прошла
капитальный ремонт, а в декабре 1917 года вошла в состав Красного ЧФ. В апреле 1919 года
затоплена английскими оккупантами на рейде Севастополя.
Водоизмещение: надводное ~512т., полное ~722,1т.;
длина ~52,73м, ширина 4,33м, осадка ~3,96м;
мощность: дизелей 4х300л.с., электромоторов 4х300л.с.;
скорость хода максимальная: надводная 10уз, подводная 7,5уз;
дальность плавания экономическим ходом: : над водой 2500миль, под водой 82мили;
глубина погружения: до 50 м;
Вооружение: 2х457мм ТАТА, 2х457мм ТАТА Джевецкого, 60 мин, 75мм орудие и 2х7,62мм пулемета
Экипаж: 53 человека.
За "Крабом" последовала большая серия кораблей серии
"Барс". Первая, из восемнадцати подлодок, была заложена в 1912 году на Балтийском
судостроительном заводе. В 1916м году последовал заказ ещё на шесть кораблей. Некоторые
из кораблей этой серии прослужили в составе нашего флота невероятно долго - вплоть до 1
956 года. Но, конечно, не в качестве боевых единиц.
Водоизмещение составляло:
650/780 тонн. Два дизельных двигателя, обеспечивали надводный ход 11,5 узлов, а два
электромотора - 8,5 узлов подводного хода. Вооружение лодок: 4х450мм. ТАТА (2 носовых
и два кормовых), 2 артиллерийских орудия 57мм и 37мм. и один 7,62мм. пулемёт. Глубина
погружения - 90 м. Экипаж - 33 человека.
Это были одни из наиболее совершенных
подводных лодок своего времени. "Барсы" состояли на вооружении Балтийского флота.
Восьмого сентября 1914 года русская подлодка
"Акула" впервые атаковала торпедой миноносец сопровождения крейсера "Amazone" у
Готска-Скандэ. С расстояния около 7 кабельтовых, в 4:05 выстрелила одной торпедой.
Немцы, заметив пенную дорожку, отвернули. Это была первая в истории нашего подводного
флота торпедная атака. Всего же за 1914 год, наши подлодки совершили 18 боевых походов.