Перейти к разделу 'Подводные лодки' "К-2000: "ЖЕЛЕЗО": История подводного флота России
А.Вырский, В.Ульянов
Москва - Санкт-Петербург, апрель 2002 года

Многоцелевые атомные подводные лодки (ПЛА)

Опытная подводная лодка проекта 627 (1958 год):
	Отсеки: 9-кормовой, 8-жилой, 7-электромеханический, 6-турбинный, 5-реакторный,
	4-отсек вспомогательного оборудования, 3-центральный пост, 2-акуумуляторный, 1-торпедный.     Чуть ли не раньше постройки головной лодки 627 проекта, на свет появились корабли проекта 627А, ставшие первыми нашими серийными атомными многоцелевыми кораблями.

    Проект 627A
АПЛ проекта 627А     Первая лодка, К-5, была спущена на воду в сентябре 1958 года, а вошла в состав Северного флота 27 декабря 1959 года. А вскоре флот пополнился десятью однотипными кораблями. Строительство АПЛ кораблей 627А проекта велось до 1963 года. Первоначально, надёжность этих кораблей оставляла желать лучшего. Уже через несколько сотен часов работы, в парогенераторах возникали микроскопические трещины, и вода из первого контура попадала во второй. Именно из-за недостаточной надёжности ГЭУ, корабли 627А проекта не были использованы во время Карибского кризиса. Тем не менее, постепенно устраняя подобные дефекты, удалось получить очень хороший корабль, верой и правдой служивший нашей стране больше тридцати лет, именно на кораблях этого проекта были совершены первые подлёдные плавания, походы на Северный полюс. С них началось для нашего атомного флота несение "боевых служб", слежение за американскими ракетоносцами и крупными надводными соединениями. С этих кораблей начались подлёдные переходы с СФ на ТОФ и обратно. В 1989-92м годах все лодки проекта 627А, за исключением погибшей в 1970м году К-8, были выведены сначала в резерв, а затем списаны.

Характеристики проекта 627А
Боковой вид атомной подводной лодки проекта 627А
Длина наибольшая - 107м., ширина наибольшая - 5,9м., средняя осадка - 5,9м.
Водоизмещение нормальное - 3101т., полное - 4755т., запас плавучести - 30%.
Предельная глубина погружения - 300м. Рабочая глубина погружения - 240м.
Полная скорость подводного хода - 30 узлов., надводного - 15 узлов.
ГЭУ - 2 ВВР ВМ-А по 70мВт, мощность на валу - 35 000 л.с.
Вооружение 8 ТАТА 533мм с полным боезапасом в 20 торпед СЭТ-65 или 53-65.
Автономность - 50 суток. Экипаж - 110 человек.


    Если отечественные торпедные атомоходы первого поколения создавались для борьбы с надводными кораблями противника, то во второй половине 50-х годов стало очевидно, что и Советскому Союзу необходимы АПЛ с "противолодочным уклоном", способные вести борьбу с ракетными ПЛ потенциального противника на позициях вероятного использования ими оружия, обеспечивать развертывание собственных ПЛАРБ (осуществляя противодействие подводным и надводным силам, действующим на противолодочных рубежах), а также защищать корабли и транспорты от вражеских подводных лодок. Разумеется, не снимались и традиционные для торпедных ПЛ задачи борьбы с надводными кораблями противника (в первую очередь - авианосцами), действия на коммуникациях, осуществления минных постановок и т.п.
    Уже в середине пятидесятых годов в нашей стране начали проводиться работы по созданию облика подводных кораблей второго поколения. Отличительными особенностями этих проектов стали усовершенствованная гидродинамика, отработанная с привлечением специалистов ЦАГИ, одновальная компоновка, применение переменного трёхфазного тока, а так же увеличенный диаметр прочного корпуса, что позволило расположить реакторы по поперечной схеме. Создавались и реакторы нового типа, унифицированные для большинства кораблей второго поколения.


    Проект 671
АПЛ проекта 671РТМ     По итогам конкурса, проектирование одной из самых удачных АПЛ, было поручено СКБ-143. Проект 671 шифр "Ёрш" стал для нашего флота знаковым. Он положил начало целому семейству отечественных ПЛА, часть из которых эксплуатируется и сегодня.
    Тактико-техническое задание на новый атомоход было утверждено 3 ноября 1959 года, в марте 1960 был выполнен эскизный, а в декабре того же года - технический проект. Создание АПЛ проекта 671 велось под руководством главного конструктора Г.Н.Чернышева (ранее он участвовал в проектировании лодок проектов 617, 627, 639 и 645). Нормальное водоизмещение новой лодки должно было составить 2000 тонн, а рабочая глубина погружения не менее 300 метров. Отличительной особенностью нового корабля должна была стать мощная гидроакустика (в условиях конкурса впервые специально оговаривались размеры ГАС). Исходя из того, что новая подводная лодка предназначалась в первую очередь для уничтожения американских ПЛАРБ в районах их боевого патрулирования (т.е. на "чистой воде", а не подо льдами Арктики), заказчик, под усиленным давлением разработчика, счел возможным отказаться от требования обеспечения надводной непотопляемости при заполнении водой любого из отсеков лодки. Как и на атомоходах 1-го поколения, на новой лодке было решено применить двухреакторную энергетическую установку, полностью удовлетворяющую требованиям надежности. "В виде исключения" главком ВМФ С.Г.Горшков дал согласие использовать в проекте 671 один гребной вал, что позволило значительно уменьшить водоизмещение и шумность. За счет перехода на одновальную схему достигалось и улучшение пропульсивных качеств корабля приблизительно на 30%, а также (при использовании более мощной отечественной энергетики) обеспечивалось получение значительно более высоких, чем у зарубежных аналогов, подводных скоростей.
    Адмиралтейский коэффициент, характеризующий эффективность использования мощности силовой установки корабля, превзошел аналогичный показатель АПЛ проекта 627 примерно в два раза и фактически сравнялся с коэффициентом американских АПЛ типа "Скипджек". В конструкции прочного корпуса было решено применить новую сталь марки АК-29, что позволяло увеличить глубину погружения.
    В 1960 году ленинградский Адмиралтейский завод приступил к подготовке строительства серии новых торпедных атомоходов. Акт о приемке в состав ВМФ СССР головной лодки 671 проекта - К-30 (заводской номер "600") - председатель правительственной комиссии Герой Советского Союза Г.И.Щедрин подписал 5 ноября 1967 года. В дальнейшем в Ленинграде было построено еще 14 АПЛ данного типа. Три корабля (К-314, К-454 и К-469), предназначавшиеся для Тихоокеанского флота, были достроены по измененному проекту 671В. Отличие заключалось в оснащении их, помимо традиционных торпед, и ракето-торпедным комплексом "Вьюга".
    Главная энергетическая установка АПЛ 671 проекта (имевшая номинальную мощность 31000л.с.) включала две паропроизводящих установки ОК-300 (водо-водяной реактор ВМ-4 тепловой мощностью 72мВт и четыре парогенератора ПГ-4Т), автономные для каждого борта. Перезарядка активной зоны реактора должна была производиться с циклом восемь лет.
    При создании АПЛ проекта 671 определенное (хотя и недостаточное) внимание уделялось и вопросам снижения шумности. В частности, было применено гидроакустическое резиновое покрытие легкого корпуса, сократилось количество шпигатов. В результате акустическая заметность лодки по сравнению с атомоходами первого поколения уменьшилась приблизительно в пять раз.
    Вооружение корабля состояло из шести 533-миллиметровых торпедных аппаратов с воздушной системой стрельбы, обеспечивающей стрельбу на глубинах погружения до 250 метров.
    Торпедный комплекс занимал верхнюю треть первого отсека. Торпедные аппараты располагались в два горизонтальных ряда. В диаметральной плоскости корабля, над первым рядом ТАТА, находился горизонтальный торпедопогрузочный люк. В боекомплект входило 18 торпед или до 36 мин (из них 12 - в ТАТА). Постановка мин могла производиться при скорости до 6 узлов.

Характеристика АПЛ проекта 671 ("Ёрш")
Длина наибольшая - 92,5м., ширина наибольшая - 10,6м., средняя осадка - 7,1м.
Водоизмещение нормальное - 4250т., полное - 6085т., запас плавучести - 32,1%.
Предельная глубина погружения 400м., рабочая - 320м.
Полная скорость подводного хода 33,5уз., надводная скорость - 11,5уз.
Автономность 60 суток., экипаж 76 человек.


    По сравнению с наиболее современным американским аналогом - атомной подводной лодкой SSN 637 "Стерджен" (головной корабль серии вступил в строй 3 марта 1967 года) советская субмарина имела более высокую подводную скорость (соответственно 29 и 33,5 узла), несколько большую глубину погружения и соизмеримый боекомплект. В то же время американская АПЛ обладала меньшей шумностью и более совершенным гидроакустическим оборудованием, что обеспечивало ей лучшие поисковые возможности.
    Головной корабль 671 проекта - К-38 - вошел в состав Северного флота пятого декабря 1967 года. Его первым командиром стал капитан 1 ранга Е.Д.Чернов. В ходе испытаний новый атомоход развил кратковременную максимальную подводную скорость более 34,5 узла, став (на тот момент времени) самой быстроходной подводной лодкой в мире. До 1974 года Северный флот пополнился еще 11 однотипными АПЛ, которые постоянно базировались в Гремихе. На Западе эти корабли получили кодовое наименование Victor (в дальнейшем - Victor 1).
    Элегантные, весьма фотогеничные "Викторы" имели яркую, насыщенную событиями биографию. Их можно было встретить фактически во всех морях и океанах, где Советский флот нес боевую службу. При этом АПЛ демонстрировали достаточно высокие поисковые и боевые возможности. В частности, автономки в Средиземном море продолжались вместо положенных 60 почти 90 суток. Известен случай, когда штурман К-367 записал в журнале: "Определили место корабля по отдаче якоря на авианосце "Нимитц" (который отшвартовался в порту Неаполя). При этом АПЛ не входила в территориальные воды Италии, но вела слежение за американским кораблем.
    Весьма драматический случай произошел с К-314 ( командир - капитан 1 ранга А.М.Евсеенко). В марте 1984 года, осуществляя совместно с БПК "Владивосток" слежение за американской ударной группой в составе авианосца "Китти Хок" и семи кораблей охранения, маневрировавшей в Японском море, советская лодка 21 марта, во время всплытия для уточнения надводной обстановки, пропорола кормой днище американского авианосца на протяжении почти 40м. В результате маневры ВМС США были свернуты и "Китти Хок", теряя через пробоину мазут, "уполз" в японский док, а советский атомоход, лишившийся гребного винта, на буксире проследовал в бухту Чажма, где также стал на ремонт.
    Это событие вызвало резко негативный резонанс в американской печати. Специализирующиеся на военно-морской тематике журналисты отметили слабость охранения АУГ, что позволяло лодкам "потенциального противника" всплывать непосредственно под килем авианосцев.

    Время берет свое. 14 марта 1989 года была списана первая лодка 671 проекта - К-314, находившаяся в составе Тихоокеанского флота. В 1993-1996 годах боевой состав флота покинули и остальные АПЛ этого типа. Всего было построено 15 кораблей этого проекта. Но на этом история проекта 671 не заканчивается - серию из 15 ПЛА продолжили серии модернизированных по разным проектов кораблей.

    Несмотря на определенную "противолодочную" специализацию, крейсерские подводные лодки 671 проекта являлись все же многоцелевыми кораблями, призванными бороться и с надводными кораблями противника. Разумеется, важнейшей, после американских ПЛАРБ целью, являлись АУГ. Но для того, чтобы потопить современный американский авианосец, нужны десятки попаданий в его борт торпед калибром 533мм или применение спецбоеприпаса. А совершенствование противолодочных средств авианосного соединения, потребовало увеличения дальности применения противокорабельного торпедного оружия. С целью расширения боевых возможностей лодок 671 проекта в борьбе с надводными кораблями (в первую очередь - ударными авианосцами противника) в ноябре 1961 года было принято совместное решение ВМФ и Министерства судостроительной промышленности усилить торпедное вооружение за счет оснащения АПЛ новыми сверхмощными дальноходными торпедами 65-73 калибром 650мм. Одна-две такие торпеды могли полностью вывести из строя крупный боевой корабль (авианосец или линкор). Использование мощной ядерной боевой части еще больше увеличивало потенциал этого оружия. Другой важнейшей особенностью крупнокалиберных торпед была их способность преодолеть пятидесятикилометровое расстояние со средней скоростью 50 узлов. Для размещения нового крупногабаритного оружия на борту лодки 671 проекта потребовалось внесение ряда изменений в конструкцию корабля, в частности увеличение длины торпедного отсека.
    Другим важнейшим нововведением в системе вооружения модернизированного корабля стало его оснащение противолодочным ракетным комплексом "Вьюга". Ракета, входящая в комплекс, должна была выстреливаться из ТАТА подводных лодок на глубине 50-60м., выходить из воды, и, летя по баллистической траектории, доставлять в район цели ядерный боеприпас. 4 августа 1969 года, правительственным постановлением №617-209 комплекс "Вьюга" с ракетой 81Р (533мм) был принят на вооружение ВМФ. Он мог поражать подводные цели на дальностях 10-40км. В ходе модернизации проекта были изменены и некоторые технические элементы силовой установки АПЛ. Применение более совершенных средств управления торпедной стрельбой, потребовали увеличения длины прочного корпуса на 8,8м. и увеличения его диаметра на 0,1-0,5м. Это обусловило рост водоизмещения лодки и незначительное снижение ее скоростных характеристик. В 1963 году началось проектирование модернизированной АПЛ (проект 671РТ). 15 июля 1967 года была утверждена техническая документация на корабль.
    Вооружение состояло из четырех 533-миллиметровых и двух 650-миллиметровых ТАТА с боезапасом восемнадцать 533мм и шесть 650мм торпед. Альтернативный вариант - до 46 мин. Было решено строить лодки проекта 671РТ в Горьком, на заводе "Красное Сормово", где после сдачи флоту серии ПЛАРК проекта 670 образовалась "пауза". В 1971 году строительство кораблей проекта 671РТ началось и на Адмиралтейской верфи в Ленинграде (что объяснялось недостаточно высоким темпом работ в Горьком).

Характеристики АПЛ проекта 671РТ
Длина наибольшая - 101,8м., ширина наибольшая - 10,8м., средняя осадка - 7,3м.
Водоизмещение нормальное - 4673т., полное - 7190т., запас плавучести - 29,0%.
Предельная глубина погружения - 400м., рабочая глубина погружения - 320м.
Полная скорость подводного хода - 31,7уз., надводная скорость - 11,7уз.
Автономность - 60 суток., экипаж - 88 чел.


    На "Красном Сормове" было построено четыре лодки проекта 671РТ, в Питере - три. Все корабли вошли в состав Северного флота и базировались в Гремихе и Большой Лопатке. Они несли весьма интенсивную боевую службу. Каждый из атомоходов выполнил по 6-12 автономных походов в Атлантику и Средиземное море.
    К-502, из состава 33-й дивизии, в мае-июле 1985 года приняла участие в групповых учениях "Апорт". Из пяти лодок проектов 671, 671РТ и 671РТМ, участвовавших в этих учениях, проходивших в районах патрулирования американских ПЛАРБ, недалеко от восточного побережья США, лишь К-488 была единожды кратковременно обнаружена американскими противолодочными средствами США (однако это случилось, когда лодка уже возвращалась домой, завершив выполнение задачи).

    В 1993-1995 годах все лодки проекта 671РТ были выведены из состава флота и переданы в ОФИ для утилизации.

    В декабре 1983 года подводный крейсер К-324 нес боевую службу у атлантического побережья Северной Америки. Лодке было поручено слежение за американским фрегатом "Макклой" (тип "Бронштейн"), проводящим испытания новейшей системы подводного наблюдения TASS (Towed Array Surveillance System) с протяженной буксируемой низкочастотной гидроакустической антенной. К-324 удалось записать информацию о параметрах работы системы, весьма ценную для отечественной "науки". Однако неожиданно "Макклой" прекратил испытания и ушел на базу, К-324, оставшись "без работы", получила приказ сменить район плавания. Однако сделать этого не удалось - внезапно возникла сильная вибрация, потребовавшая остановки главной турбины. Всплыв в надводное положение, командир К-324 обнаружил, что получил неожиданный "ценный подарок дяди Сэма" - на винт его корабля намоталось 400м. сверхсекретной бронированной кабель-антенны TASS. Разумеется, советская лодка, всплывшая в районе американского полигона, вскоре была обнаружена "потенциальным противником". К утру в район происшествия прибыли эсминцы "Питерсон" и "Николсон" (тип "Спруенс"), установившие за К-324 плотную опеку. "Совместное плавание" практически лишенной хода лодки и эсминцев продолжалось почти 10 дней. Американцы вели себя все более "резко" (а что им еще оставалось делать?), стремясь пройти в непосредственной близости за кормой АПЛ и отрубить антенну. Обстановка разрядилась лишь тогда, когда на помощь К-324 прибыло советское судно "Алдан". Американское командование наконец осознало, что вернуть свою антенну мирными средствами вряд ли удастся, а начинать третью мировую войну из-за "шланга" никому не хотелось. В результате эсминцы были отозваны на базу, К-324 была "Алданом" отбуксирована на Кубу, где встала на ремонт, а злополучную антенну доставили в СССР для детального изучения. Главным "героем" описанных событий стала крейсерская подводная лодка проекта 671РТМ - седьмой корабль в серии, построенный в Комсомольске-на-Амуре.


    Параллельно с развертыванием работ по созданию принципиально новых АПЛ проектов 945 и 971, в СССР была предпринята весьма успешная попытка "выжать" максимально возможное из конструкции лодок проектов 671 и 671РТ. В основу модернизированного проекта 671РТМ (шифр "Щука") легли проработки по размещению нового поколения радиоэлектронного вооружения - мощного ГАК, навигационного комплекса, боевой информационной и управляющей системы, автоматизированного комплекса средств радиосвязи, аппаратуры разведывательного комплекса, а также мер по снижению демаскирующих полей корабля. Фактически проект 671РТМ, так же как и ракетный подводный крейсер проекта 667БДРМ, "плавно перешел" из второго в третье поколение атомоходов. Главным конструктором проекта 671РТМ стал Г.Н.Чернышев (создатель лодок 671 и 671РТ), в 1984 году его сменил Р.А.Шмаков.
    Одним из важнейших элементов вооружения модернизированного атомохода должен был стать противолодочный ракетный комплекс "Шквал". В состав комплекса "Шквал" входила сверхскоростная подводная ракета, развивающая 200 узлов (при дальности хода 11км.). Это достигалось использованием двигателя, работающего на гидрореагирующем топливе, а также за счет движения снаряда в газовой каверне, обеспечивающей минимизацию гидродинамического сопротивления. Управление ракетой, снабженной ядерной боевой частью, осуществлялось посредством инерциальной системы, не чувствительной к помехам. Первые пуски подводной ракеты были выполнены на озере Иссык-Куль в 1964 году, а 29 ноября 1977 года комплекс ВА-111 "Шквал" с ракетой М-5 был принят на вооружение ВМФ. Размещение нового вооружения и оборудования, а также реализация дополнительных мер по снижению акустической сигнатуры корабля потребовало врезки цилиндрической вставки в корпус лодки в районе второго отсека. В результате длина прочного корпуса увеличилась на 4,2м., несколько возросло водоизмещение и уменьшилась максимальная скорость подводного хода.
    Конструкторы усилили ограждение рубки и легкий корпус, что обеспечило АПЛ более безопасное всплытие во льдах. Главная энергетическая установка лодки (31000л.с.) была фактически аналогична ГЭУ АПЛ проектов 671РТ и 671: два водо-водяных реактора типа ВМ-4, ГТЗА-615, один винт на 290 оборотов, два вспомогательных электродвигателя мощностью по 375л.с.
    Был принят дополнительный комплекс мер по увеличению скрытности АПЛ за счет внедрения принципиально новых решений по амортизации (т.н. "отключение фундаментов"), акустической развязке механизмов и конструкций. На лодке появились выгородки для системы вентиляции и вертикальные шпигаты, создающие меньший гидродинамический шум.
    Гидроакустический комплекс "Скат" обеспечивал обнаружение и классификацию целей, а также их автоматическое сопровождение при шумопеленговании в звуковом и инфразвуковом диапазонах частот. По своим возможностям комплекс "Скат" втрое превосходил ГАК предшествующего поколения МГК-400 и вплотную приближался к американским комплексам (хотя по-прежнему уступал им по массогабаритным характеристикам). Максимальная дальность обнаружения целей при нормальных гидрологических условиях составляла 230км.
    Вооружение АПЛ проекта 671РТМ включало четыре 533мм и два 650мм торпедных аппарата с боекомплектом, состоящим из 16 боеприпасов калибром 533мм (торпеды 53-65К или СЭТ-65, подводные ракеты М-5 и ракето-торпеды 81Р), а также восьми сверхмощных дальноходных торпед 65-76 калибром 650мм. Вместо торпед корабль мог брать на борт до 36 мин типа "Голец" и средства гидроакустического противодействия (в частности, имитаторы МГ-74 "Корунд").
    Кроме того, АПЛ несла специальные диверсионные управляемые снаряды "Сирена" и другие средства "спецназначения". В частности, в 1975 году в ОКБ им Н.И.Камова был создан складной одноместный вертолет Ка-56, предназначенный для транспортировки диверсантов и способный вместе со своим пилотом выстреливаться из 533-миллиметрового торпедного аппарата погруженной подводной лодки.

Характеристика АПЛ проекта 671РТМ
Длина наибольшая - 106,1м., ширина наибольшая - 10,8м., средняя осадка - 7,8м.
Водоизмещение нормальное - 6990т., полное - 7250т., запас плавучести - 28,0%.
Предельная глубина погружения - 600м., рабочая глубина погружения - 400м.
Полная скорость подводного хода - 31,0уз., надводная скорость - 11,6уз.
Автономность - 80 суток, экипаж - 96 человек


    Строительство подводных лодок проекта 671РТМ было решено одновременно организовать на ленинградском Адмиралтейском объединении (с последующей достройкой на судоремонтном заводе "Нерпа") и в Комсомольске-на-Амуре, на СЗЛК (с достройкой на судоремонтном заводе в Большом камне).
    Создание в нашей стране АПЛ проекта 671РТМ практически совпало с началом реализации в США программы строительства многоцелевых атомных подводных лодок 3-го поколения типа SSN-688 - самых массовых в мире АПЛ (в 1996 году ВМС США получили последнюю, 62-ю АПЛ этого типа), оснащенных мощным гидроакустическим комплексом AN/BOQ-5. Головной корабль в серии - "Лос-Анджелес" (6080/6927т., максимальная скорость 31 узел, максимальная глубина погружения 450м., вооружение 4 х 533мм ТАТА с боекомплектом 26 торпед и ракето-торпед) - вступил в состав ВМС в 1976 году.

    Новые американские АПЛ по-прежнему превосходили советские аналоги по уровню скрытности и характеристикам гидроакустического комплекса. Однако этот разрыв, по признанию самих американцев, значительно сократился и больше не носил прежнего "драматического" характера. В то же время "Щуки" имели лучшую маневренность и боевую живучесть. Обладали они и некоторым преимуществом в вооружении. Однако в целом, подводные лодки проекта 671РТМ и SSN-688 являлись приблизительно равноценными кораблями. Наиболее важным усовершенствованием, внедренным на АПЛ проекта 671РТМ, стал принципиально новый тип оружия - стратегические малоразмерные дозвуковые крылатые ракеты "Гранат" с максимальной дальностью стрельбы 3000км. Оснащение АПЛ крылатыми ракетами превратило их в полной мере в многоцелевые корабли, способные решать широкий круг задач как в обычной, так и в ядерной войне. По своим массогабаритным характеристикам КР "Гранат" фактически не отличались от стандартных торпед. Это позволило применять их из штатных 533-миллиметровых торпедных аппаратов. Пять последних лодок ленинградской постройки были введены в строй по проекту 671РТМ (с комплексом вооружения, дополненным КР). В дальнейшем крылатыми ракетами были дооснащены и остальные корабли проекта 671РТМ. Всего по проекту 671РТМ и 671РТМК было построено более 20 кораблей.

    Одними из самых ярких фрагментов в биографии кораблей проекта 671РТМ стало участие в крупномасштабных операциях "Апорт" и "Атрина", проведенных в Атлантике силами 33-й дивизии и в значительной мере поколебавшими уверенность "потенциального противника" - США - в возможности своего военно-морского флота решать противолодочные задачи. 29 мая 1985 года из Западной Лицы одновременно вышли три лодки проекта 671РТМ (К-299, К-324 и К-502), а также К-488 (проект 701РТ). Чуть позже к ним присоединилась и К-147 (проект 671). Разумеется, выход в океан целого соединения атомных подводных лодок не мог остаться незамеченным для американской военно-морской разведки. Начались интенсивные поиски, которые, однако, не принесли ожидаемых результатов. В то же время советские атомоходы, действуя скрытно, сами вели напряженную работу по слежению за американскими ракетными подводными лодками в районах их боевого патрулирования (в частности, К-324 имела три гидроакустических контакта с американской АПЛ, общая продолжительность которых составила 28 часов), а также изучали тактику действия противолодочной авиации ВМС США. Американцы сумели установить контакт лишь с К-488 (которая уже возвращалась на базу). Операция "Апорт" завершилась 1 июля. В марте-июне 1987 года была проведена близкая по размаху операция "Атрина", в которой приняли участие пять лодок проекта 671РТМ - К-244, К-255, К-298, К-299 и К-524, действия которых обеспечивались самолетами морской авиации, а также двумя разведывательными кораблями типа "Колгуев", оснащенными ГАС с протяженными гидроакустическими антеннами. Хотя о выходе атомоходов из Западной Лицы американцам было известно, они потеряли их в Северной Атлантике. Вновь началась драматическая "подводная охота", в которой приняли участие практически все противолодочные силы Атлантического флота США - самолеты палубного и берегового базирования, шесть противолодочных АПЛ (в дополнение к лодкам, уже развернутым ВМС США в Атлантике), три мощные корабельные поисковые группы, а также три новейших корабля гидроакустического наблюдения типа "Столуорт", использующие для формирования гидроакустических импульсов мощные подводные взрывы. К поисковой операции присоединились и корабли английского флота. По рассказам командиров советских лодок, концентрация противолодочных сил была такова, что, казалось, почти невозможно подвсплыть для сеанса радиосвязи и подкачки воздуха. Тем не менее АПЛ сумели незамеченными выйти в район Саргассова моря, где советская "завеса" была наконец обнаружена. Первые контакты с подводными лодками американцам удалось установить лишь через восемь суток после начала операции "Атрина". При этом АПЛ проекта 671РТМ были ошибочно приняты за РПКСН, что еще больше усилило обеспокоенность американского военно-морского командования и политического руководства США. При возвращении на базу для отрыва от американских противолодочных средств командирам АПЛ было разрешено использовать секретные приборы гидроакустического противодействия. Успешное проведение операций "Апорт" и "Атрина" подтвердило предположение, что ВМС США при массированном использовании СССР современных атомных подводных лодок не смогут организовать им сколько-нибудь эффективного противодействия.

    29 августа 1991года АПЛ проекта 671РТМ были переклассифицированы из крейсерских в большие атомные подводные лодки 1 ранга (буква "К" в номере корабля была заменена на букву "Б"). Это решение, повлиявшее, в частности, на оклады командного состава, было весьма негативно воспринято на флотах.
    Сегодня в составе Северного флота несут службу Б-138, Б-1218, Б-244, Б-254, Б-255, Б-292, Б-298, Б-299, Б-324, Б-358, Б-388, Б-414, Б-448, Б-502 и Б-524, на ТОФе - Б-242, Б-251, Б-264, Б-305, Б-355, Б-360 и Б-507.

    Проект 705
АПЛ проекта 705 ЛИРА     Практически одновременно с кораблём 627А проекта, начались разработки нового корабля с перспективной энергетической установкой с жидкометаллическим носителем. Собственно, сам корабль мало отличался от 627А проекта, но применение нового реактора сулило большое снижение шумности корабля и прирост мощности. Помимо ГЭУ нового типа, на корабле были применены и новые виды маломагнитной стали. Однако ни одно из нововведений не оправдало себя - теплоноситель реактора ВТ-1 свинец-висмут оказался ненадёжным - при небольшом превышении температуры он образовывал окислы, которые невозможно удалить в море. Для этого приходилось создавать специальное оборудование. На стоянке, чтобы не застывал теплоноситель первого контура, нужно было постоянно поддерживать температурный режим, что создавало дополнительные сложности и значительно повышало эксплуатационные работы. Маломагнитная сталь, из которой был изготовлен лёгкий корпус, позволившая вдвое сократить количество отверстий в прочном корпусе и значительно снизить массу размагничивающего устройства, так же оказалась малопригодной в эксплуатации. Оказалось, что маломагнитная сталь обладает слишком низкой коррозийно-механической прочностью, и уже через несколько месяцев в ней стали образовываться трещины. В результате, от применения маломагнитной стали в дальнейшем решено было отказаться. Столь же неудачным был отказ от вспомогательных дизель-генераторов. Но все эти неудачи были не менее полезны и поучительны, чем создание идеального корабля. Впоследствии, было принято решение о рассмотрении проектов ЖМТ реакторов на той же основе, что и ВВР. А единственный корабль, построенный по 645 проекту, К-27, потерпел аварию энергетической установки в 1968 году, после чего 13 лет находился в резерве, а затем передан на утилизацию. Полученные в ходе его эксплуатации результаты были в полной мере использованы при создании корабля 705 проекта. Этот корабль получил очень противоречивую оценку: от утерянной "жар-птицы" до "дорогостоящей ошибки".
    В 1959 году один из ведущих специалистов СКБ - А.Б.Петров - вышел с предложением о создании малогабаритной одновальной комплексно-автоматизированной высокоскоростной атомной подводной лодки с уменьшенным составом экипажа. По замыслу, новый корабль, своеобразный "подводный истребитель-перехватчик", располагая скоростью подводного хода, превышающей 40 узлов, был способен в предельно короткое время выйти в заданную точку океана для атаки подводного или надводного противника. При своевременном обнаружении неприятельской торпедной атаки АПЛ должна была уходить от торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов. Малое водоизмещение лодки (порядка 1500т.) в сочетании с мощной энергетической установкой должны были обеспечить быстрый набор скорости и высокую маневренность. АПЛ должна была собственным ходом в считанные минуты отходить от причальной стенки, быстро разворачиваться на акватории и покидать базу для решения боевой задачи, а после возвращения домой - самостоятельно швартоваться.
    После весьма бурных дебатов с участием представителей промышленности и ВМФ, а также внесения в проект ряда существенных изменений, идея подобной АПЛ была поддержана руководством Минсудпрома и военными. 25 мая 1961 года появилось другое постановление, разрешающее научному руководству и главному конструктору проекта при наличии достаточных обоснований отступать от норм и правил военного кораблестроения. Это в значительной степени "развязало руки" создателям новой АПЛ, позволило воплотить в её конструкцию наиболее смелые, опережающие время технические решения.
    Создание АПЛ проекта 705 стало, по словам секретаря ЦК КПСС Д.Ф.Устинова, курировавшего оборонную промышленность, "общенациональной задачей". Наибольшую трудность при проектировании АПЛ 705 проекта составляло удержание водоизмещения корабля в пределах 1500-2000 тонн и достижение высокой скорости. Этим были обусловлены основные технические решения по снижению массогабаритных показателей корпусных конструкций, вооружения, механизмов и бортового оборудования.
    Для достижения заданной скорости в сорок узлов при ограниченном водоизмещении требовалась высоконапряженная, обладающая большой агрегатной мощностью энергетическая установка. После исследования различных схем ГЭУ (в частности, рассматривался газовый реактор, обеспечивающий работу газовой турбины) было решено остановиться на однореакторной ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и повышенными параметрами пара.
    В качестве корпусного материала было решено использовать титановый сплав, разработанный ЦНИИ металлургии и сварки под руководством академика И.В.Горынина. Титановые сплавы применялись и для изготовления других элементов конструкции и корабельных систем.
    Для того чтобы уложиться в рамки технического задания, требовалось сократить экипаж АПЛ до уровня, приблизительно соответствующего экипажу стратегических бомбардировщиков 40-50-х годов. В результате было принято революционное для своего времени решение о создании для АПЛ комплексной автоматизированной системы управления. В ЦКБ при заводе им.Кулакова (ныне - ЦНИИ "Гранит") для корабля была создана уникальная боевая информационно-управляющая система (БИУС) "Аккорд", позволившая сосредоточить все управление АПЛ на центральном посту. В ходе проектирования число отсеков прочного корпуса было увеличено с трех до шести, в полтора раза возросло водоизмещение. Менялась численность экипажа корабля. Первоначально предполагалось, что она составит 16 человек, однако, в дальнейшем, по требованиям ВМФ, экипаж довели до 29 человек (25 офицеров и четыре мичмана). Уменьшение экипажа обусловило и более жесткие требования по надежности оборудования. Ставилась задача устранения необходимости его обслуживания в течение всего плавания.
    Строительство опытной подводной лодки проекта 705 (К-64) с атомной энергетической установкой ОК-550, которая должна была стать прототипом большой серии противолодочных атомоходов, было начато в эллинге Ленинградского Адмиралтейского объединения 2 июня 1968 года. 22 апреля 1969 года корабль был спущен на воду. В конце 1971 года он прибыл на базу в Западную Лицу и 31 декабря вступил в строй Северного флота, войдя в состав 1-й флотилии 3-й дивизии ПЛ. Первым командиром уникального атомохода стал капитан 1 ранга А.С.Пушкин.
    Однако лодку преследовали неудачи. В период швартовых испытаний вышла из строя одна из автономных петель первого контура. В начальный период эксплуатации вышла из строя вторая петля. Было выявлено и растрескивания сварного титанового корпуса.
    Неудача с головным кораблем на длительное время задержала ход реализации программы, однако не привела к ее прекращению. В Северодвинске и Ленинграде начались работы по строительству серии из семи усовершенствованных лодок проекта 705К шифр "Лира". Последний, седьмой корабль в серии, был разобран на стапеле.
    АПЛ проектов 705 и 705К предназначались для уничтожения подводных лодок противника при выходе их из баз, на переходе морем, а также на позициях предполагаемого использования оружия против береговых объектов. Они могли привлекаться и для борьбы с надводными кораблями, а также транспортами во всех районах Мирового океана, включая Арктику.
    Подводная лодка проекта 705 (705К) - двухкорпусная, одновальная. Корпус, изготовленный из титанового сплава, по всей длине представлял собой тело вращения. Ограждение рубки - "лимузинного" типа (его обводы, плавно сопрягающиеся с обводами корпуса корабля, были отработаны гидродинамиками ЦАГИ). Прочный корпус разделялся поперечными переборками на шесть водонепроницаемых отсеков. 3-й отсек, где расположен главный командный пункт и служебно-бытовые помещения, ограничивался сферическими переборками, рассчитанными на полное забортное давление.
    Паропроизводящая установка БМ-40А (150000кВт) - однореакторного типа. В качестве теплоносителя первого контура был использован эвтектический сплав свинец-висмут. Паротурбинная установка ОК-7К - одновальная, блочной конструкции.
    Управление подводной лодкой, ее боевыми и техническими средствами осуществлялось из главного командного пункта. Комплексная автоматизация обеспечивала решение задач применения оружия, сбора и обработки тактической информации, боевого маневрирования, воспроизведения внешней обстановки, кораблевождения, автоматического и дистанционного управления техническими средствами и движением. Боевая смена в реальной обстановке ограничена восемью членами экипажа.

Характеристика АПЛ проекта 705К
Длина наибольшая - 81,4м., ширина наибольшая - 10,0м., осадка по КВЛ - 7,6м.
Водоизмещение нормальное - 2300т., полное - 3100т., запас плавучести - 37%.
Рабочая глубина погружения - 350м., предельная глубина погружения - 400м.
Полная скорость подводного хода - 41,0 узла, надводная скорость - 14,0 узла.
Вооружение: 6 ТАТА с гидраблической системой стрельбы, бокеомплект - 18 533мм торпед.
Автономность - 50 суток, экипаж - 32 человека.


    В декабре 1977 года, после завершения заводских и государственных испытаний, лодка К-123 приступила к отработке курсовых задач боевой подготовки для ввода в состав сил постоянной готовности Северного флота. Новые АПЛ, получившие у моряков прозвище "автоматы", а у "потенциального противника" - кодовое наименование "Alfa", вскоре стали довольно популярными на флоте кораблями. Сильное впечатление производили не только рекордно высокие характеристики лодки (достоверно известные, впрочем, лишь узкому кругу "посвященных"), но и эстетическое совершенство форм атомохода. Обладая максимальной скоростью хода, сопоставимой со скоростью противолодочных и универсальных торпед "потенциальных противников", АПЛ проектов 705 и 705К благодаря особенностям своей энергетической установки (не требовался специальный переход на повышенные параметры ГЭУ при увеличении скорости, как это было на лодках с водо-водяными реакторами) могли развить полный ход в течение минуты, имея почти "самолетные" разгонные характеристики. По воспоминаниям контр-адмирала А.С.Богатырева, в прошлом - командира К-123 (проект 705К), лодка могла развернуться практически "на пятачке", что было особенно важно при активном слежении своей и "неприятельской" лодок друг за другом. "Альфа" не позволяла другим лодкам зайти себе в кормовые курсовые углы (т.е. в зону гидроакустической тени), особо благоприятные для осуществления скрытного слежения и нанесения внезапного торпедного удара.
    Однако в ходе эксплуатации лодок 705 проекта проявились и существенные недостатки, препятствующие их эффективному использованию. В частности, возникли серьезные трудности с обеспечением базирования (из-за необходимости постоянного поддержания первого контура реактора в горячем состоянии). Были необходимы регулярные специальные операции по предотвращению окисления сплава-теплоносителя, постоянный контроль за его состоянием и периодическая регенерация (удаление окислов). Оказались неразрешимыми и многие эксплуатационные вопросы. В результате карьера "Альф", несмотря на их уникальные достоинства, оказалась относительно непродолжительной. К-123 известна одним из самых продолжительных в истории отечественного подводного флота капитальным ремонтом, продолжавшимся более девяти лет - с июня 1983 по август 1992 года. В июле 1997 года этот корабль был исключен из состава флота. Остальные "Альфы" были исключены из состава ВМФ значительно раньше - в 1990 году. Следует особо отметить, что за 20 лет своей эксплуатации на кораблях этого проекта в борьбе за живучесть не был потерян ни один человек.

    Проект 945 АПЛ проекта 945
    Тактико-техническое задание на разработку первой атомной многоцелевой подводной лодки третьего поколения было выдано в марте 1972 года. При этом ВМФ ставилась задача ограничить водоизмещение в пределах, обеспечивающих строительство кораблей на внутренних заводах страны (в частности - на горьковском заводе "Красное Сормово"). Основным назначением новых АПЛ проекта 945 (шифр "Барракуда") должно было стать слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий.
    Принципиально важным элементом новой АПЛ было применение для изготовления прочного корпуса титанового сплава с пределом текучести 70-72кгс/мм2, обеспечивающего увеличение предельной глубины погружения в 1,5 раза по сравнению с АПЛ второго поколения. Использование титанового сплава высокой удельной прочности позволяло за счет уменьшения массы корпуса сэкономить на водоизмещении лодки до 25-30%, что делало возможным постройку АПЛ в Горьком и транспортировку ее внутренними водными путями. Кроме того, титановая конструкция позволяла резко уменьшить магнитное поле корабля (по этому параметру атомоходы 945 проекта сохраняют мировое лидерство среди подводных лодок и в настоящее время). Однако использование титана вело к существенному росту стоимости АПЛ и по технологическим причинам ограничивало число строящихся кораблей, а также число предприятий судостроения, участвующих в программе (технология постройки титановых корпусов не была освоена в Комсомольске-на-Амуре).
    Подводная лодка проекта 945 выполнена по двухкорпусной схеме. Легкий корпус имеет эллипсоидную носовую и веретенообразную кормовую оконечности. Закрытие забортных отверстий осуществляется при помощи шпигатных затворов и кингстонов на всех цистернах главного балласта. Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, имеет относительно простые формообразования - цилиндрическая средняя часть и конические оконечности. Концевые переборки - сферические. Конструкция крепления к корпусу прочных цистерн исключает изгибные напряжения, возникающие при обжатии лодки на глубине. Корпус лодки разделен на шесть водонепроницаемых отсеков. Имеется система аварийного продувания двух цистерн главного балласта с помощью продуктов сгорания твердого топлива. Э кипаж лодки - 31 офицер и 28 мичманов. Главная энергетическая установка номинальной мощностью 43000л.с. включает один водо-водяной реактор ОК-650А (180мВт) и один парозубчатый агрегат.
    В боекомплект входит до 40 единиц оружия - ракето-торпеды и торпеды. Альтернативный вариант - до 42 мин. Головная лодка 945 проекта, К-276 "Краб", была заложена в Сормове 8 мая 1982 года, спущена на воду 29 июля 1983 года и вступила в строй 21 сентября 1984 года. Второй однотипный корабль, К-239 "Карп", был заложен в августе 1983 года, спущен на воду в апреле 1984 года. Введен в строй осенью 1987 года. На Западе лодки получили название "Sierra". В 1996 году К-239 "Карп" переименовали в "Тулу".
    Дальнейшим развитием лодки проекта 945 стала АПЛ проекта 945А шифр "Кондор". Ее основным отличием от кораблей предыдущей серии был измененный состав вооружения, включавший шесть 533мм торпедных аппаратов. В боекомплект лодки были включены стратегические крылатые ракеты "Гранат", предназначенные для поражения наземных целей на дальности до 3000км. Лодку оснастили и восемью комплектами ПЗРК самообороны "Игла". Число водонепроницаемых отсеков возросло до семи. Лодка получила усовершенствованную энергетическую установку мощностью 48000л.с. с реактором ОК-650Б (190мВт). По уровню демаскирующих признаков (шумности и магнитному полю) лодка проекта 945А стала самой малозаметной в советском флоте. Первый усовершенствованный корабль, К-534 "Зубатка", был заложен в Сормове в июне 1986 года, спущен на воду в июле 1988 года и вступил в строй 28 декабря 1990 года. В 1986 году "Зубатку" переименовали в "Псков". Пятая АПЛ, строившаяся по усовершенствованному проекту 945Б ("Марс") и по своим характеристикам практически соответствующая требованиям к лодкам 4-го поколения, в "интересах высокой политики" была разрезана на стапеле в 1993 году.
    11 февраля 1992 года у острова Кильдин, в территориальных водах России, К-276 столкнулась с американской АПЛ "Батон Руж" (тип "Лос-Анджелес"), пытавшейся осуществлять скрытное слежение за российскими кораблями в районе проведения учений. В результате столкновения "Краб" отделался повреждениями рубки (имеющей ледовые подкрепления). Положение американского атомохода оказалось значительно более тяжелым, он с трудом сумел дойти до базы, после чего было принято решение не ремонтировать лодку, а вывести ее из состава флота. Все подводные крейсера проектов 945 и 945А в настоящее время продолжают нести службу на Северном флоте в составе 1-й флотилии подводных лодок (место базирования - Ара-губа).

Основные характеристики АПЛ проекта 945
Длина наибольшая - 107м., ширина наибольшая - 12,2м., осадка - 8,8м.
Водоизмещение нормальное - 6300т., полное - 9100т.
Рабочая глубина погружения - 480м., предельная глубина погружения - 550м.
Полная скорость подводного хода - 35 узлов., надводная скорость - 19 узлов.
Автономность - 70 суток., экипаж - 60 человек.

Основные характеристики АПЛ проекта 945А"
Длина наибольшая - 110м., ширина наибольшая - 12,2м., осадка - 9,4м.
Водоизмещение нормальное - 6470т., полное - 10400т.
Рабочая глубина погружения - 520м., предельная глубина погружения - 600м.
Полная скорость подводного хода - 35 узлов., надводная скорость - 19 узлов.
Автономность - 70 суток., экипаж - 65 человек.


    Проект 971 АПЛ проекта 971
    Для расширения фронта строительства многоцелевых подводных лодок третьего поколения в июле 1976 года было принято решение создать на базе "горьковского проекта 945" новую, более дешевую АПЛ, основным отличием которой от своего прототипа должно было стать применение в корпусных конструкциях вместо титанового сплава стали. Кораблём, шагнувшим в новое тысячелетие, и ставшим основным нашим "многоцелевиком", стал проект 971.
    Разработка корабля, получившего проектный номер 971 и шифр "Щука-Б", велась по тактико-техническому заданию проекта 945, минуя стадию эскизного проектирования. Особенностью новой АПЛ, разработка которой была поручена ленинградскому СКБ "Малахит", было значительное, приблизительно в пять раз по сравнению с самой совершенной отечественной торпедной лодкой второго поколения, снижение уровня шумности. Этот результат предполагалось достичь за счет реализации более ранних наработок в области повышения скрытности. Усилия создателей корабля увенчались успехом: по уровню скрытности новый атомоход впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошел лучший американский аналог - многоцелевую АПЛ третьего поколения "Лос-Анджелес".
    АПЛ проекта 971 получила мощное ударное вооружение, значительно превосходящее (по числу и калибру торпедных аппаратов, а также ракетно-торпедному боекомплекту) потенциалы отечественных и зарубежных подводных лодок аналогичного назначения. Как и корабль проекта 945, новая лодка должна была вести борьбу с подводными лодками и корабельными группировками противника, осуществлять минные постановки, вести разведку и участвовать в проведении операций специального назначения. Технический проект "Щуки-Б" был утвержден 13 сентября 1977 года. Однако в дальнейшем он подвергся доработке, вызванной необходимостью "подтянуть" технологический уровень гидроакустического комплекса к уровню американцев, вновь вырвавшихся в этой области вперед. В ходе доработки, завершившейся в 1980 году, лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет.
    В конструкции АПЛ проекта 971 были реализованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация боевых и технических средств, сосредоточение управления кораблем, его оружием и вооружением в едином центре - главном командном пункте (ГКП).
    Подводная лодка 971 проекта относится к двухкорпусному типу. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с пределом текучести 100кгс/мм. На АПЛ применена развитая система двухкаскадной амортизации, значительно снижающая структурный шум. Все механизмы размещены на амортизированных фундаментах. Каждый зональный блок изолирован от корпуса АПЛ резинокордными пневматическими амортизаторами, образующими второй каскад виброизоляции. За счет внедрения комплексной автоматизации экипаж лодки удалось сократить до 73 человек (в том числе, 31-го офицера). Энергетическая установка корабля включает один реактор водо-водяного типа на тепловых нейтронах ОК-650Б (190мВт) с четырьмя парогенераторами (по два циркуляционных насоса для первого и четвертого контуров, три насоса третьего контура) и паровую одновальную блочную паротурбинную установку с широким резервированием состава механизации. Мощность на валу - 50000л.с. Установлены два турбогенератора переменного тока. Лодка оснащена семилопастным винтом с улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения.
    Дальность обнаружения целей посредством нового комплекса "Скат-3" возросла по сравнению с ГАС, установленных на лодках второго поколения, в три раза. Значительно сократилось и время определения параметров движения цели. Кроме ГАК, АПЛ проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой неаккустического обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника (по кильватерному, радиационному, кавитационому и т.п. следам)
    Торпедо-ракетный комплекс включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре - 650-миллиметровых ТАТА (суммарный боекомплект - более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 - калибром 533мм). Он приспособлен для стрельбы крылатыми ракетами "Гранат", подводными ракетами и ракето-торпедами ("Шквал", "Водопад" и "Ветер"), а также торпедами и самотранспортирующимися минами. Кроме того, лодка может осуществлять постановки обычных мин. Управление стрельбой крылатыми ракетами "Гранат" осуществляется специальным аппаратным комплексом "Акация".
    В 90-х годах на вооружение подводных лодок поступила универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда УГСТ, созданная "НИИ морской теплотехники" и ГНПП "Регион". Она пришла на смену электрической противолодочной торпеде ТЭСТ-71М и скоростной противокорабельной торпеде 53-65К. Новая торпеда предназначена для поражения подводных лодок и надводных кораблей противника. Мощная тепловая энергетическая установка и значительный запас топлива обеспечивают ей большой диапазон глубин хода, а также возможность поражения высокоскоростных целей на больших дистанциях, поиске и поражении цели. Оригинальным решением является наличие в системе наведения алгоритма "Планшет", моделирующего на борту торпеды тактическую картину в момент стрельбы, наложенную на цифровую картину акватории (глубины, рельеф дна, фарватеры). После выстрела данные обновляются с борта корабля-носителя. Современные алгоритмы придают торпеде свойства системы с искусственным интеллектом, что позволяет, в частности, использовать одновременно несколько торпед по одной или нескольким целям в сложной мишенной обстановке и при активном противодействии противника.

Характеристика АПЛ проекта 971
Длина наибольшая - 110,3м., ширина наибольшая - 13,6м., средняя осадка - 9,7м.
Водоизмещение нормальное - 8140т., полное - 12770т.
Предельная глубина погружения - 600м., рабочая глубина погружения - 520м.
Полная скорость подводного хода - 33,0 узла., надводная скорость - 11,6 узла.
Автономность - 100 суток., экипаж - 73 человека.


    "Щука-Б" стала первым типом многоцелевой атомной подводной лодки, серийное строительство которой было организовано первоначально на заводе в Комсомольске-на-Амуре, а не в Северодвинске или Ленинграде, что свидетельствовало о возросшем уровне развития кораблестроения на Дальнем Востоке. Головной атомоход 971 проекта - К-284 - был заложен на берегах Амура в 1980 году и вступил в строй 30 декабря 1984 года. Уже в процессе его испытаний было продемонстрировано достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12-15 дБ (т.е. в 4-4,5 раза) оказался ниже шумности самой "тихой" отечественной лодки предшествующего поколения - 671РТМ, что давало основания говорить о выходе нашей страны в мировые лидеры по этому важнейшему показателю подводного кораблестроения. Первоначально лодки проекта 971 несли лишь тактические номера. Однако 10 октября 1990 года вышел приказ главнокомандующего ВМФ В.Н.Чернавина о присвоении АПЛ К-317 названия "Пантера". В дальнейшем имена получили и другие атомоходы данного проекта. Первая "северодвинская" лодка - К-480 - получила имя "Барс", вскоре ставшее нарицательным для всех атомоходов проекта 971. В 1996 году в строй вступил подводный крейсер "Вепрь", построенный в Северодвинске. Сохраняя прежние обводы, он имел новые конструкцию прочного корпуса и внутреннюю "начинку". Вновь был сделан серьезный рывок вперед и в области снижения шумности. На Западе этот корабль (а также последующие АПЛ 971 проекта) назвали "Akula-2". По словам ныне покойного главного конструктора проекта Г.Н.Чернышева, "Барс" сохраняет большие модернизационные возможности. В частности, задел, имеющийся у "Малахита", позволяет повысить поисковый потенциал атомохода приблизительно в три раза.
    По оценкам американских специалистов, по характеристикам скрытности модернизированная лодка 971 проекта приближается к уровню американской многоцелевой АПЛ четвертого поколения SSN-21 "Сивульф". По скоростным характеристикам, глубине погружения и вооружению эти корабли также приблизительно равноценны. Таким образом, усовершенствованную АПЛ 971 проекта можно рассматривать как подводную лодку, близкую к уровню четвертого поколения. На Северном флоте "Барсы" сведены в дивизию, базирующуюся в бухте Ягельная. Высокая скрытность и боевая устойчивость дают "Барсам" возможность успешно преодолевать противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары. Вооружение "Барсов" позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами. В случае вооруженного конфликта каждая лодка 971 проекта способна создать угрозу и сковать значительную группировку сил противника, не допуская нанесения ударов по российской территории. Даже при самых благоприятных гидрологических условиях, характерных для Баренцева моря в зимний период (вероятность их возникновения составляет 0,03) АПЛ проекта 971 могут обнаруживаться американскими лодками типа "Лос-Анджелес" с ГАК AN/BQQ-5 на дальности не более 10км. При менее благоприятных условиях в данном районе Мирового океана обнаружить "Барс" гидроакустическими средствами практически невозможно.
    Появление кораблей со столь высоким боевым потенциалом изменило ситуацию и заставило ВМС США считаться с возможностью серьезного противодействия со стороны российского флота даже в условиях полного превосходства американских наступательных сил. "Барсы" могут атаковать как сами ударные группировки ВМС США, так и их тылы, включая береговые центры управления, пункты базирования и снабжения, как бы далеко они не находились. Появление уже после окончания "холодной войны" (которую, как считают американцы, они выиграли) в составе российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 году этот вопрос был поднят в конгрессе. На обсуждение американских законодателей было вынесено несколько предложений, направленных на то, чтобы исправить в пользу США сложившееся положение. В соответствии с ними предполагалось, в частности:
    - потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения;
    - установить для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ;
    - оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции. К компании по борьбе с российским подводным кораблестроением подключилась и международная "неправительственная" экологическая организация "Гринпис", финансируемая ЦРУ, активно выступившая за запрещение подводных лодок с ядерными силовыми установками (разумеется, российских, представляющих, по мнению "зеленых", наибольшую экологическую опасность). С целью "исключения ядерных катастроф", "Гринпис" рекомендовала правительствам западных стран поставить предоставление финансовой помощи России в зависимости от решения этого вопроса.

    В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971го проекта находятся в составе Северного (бухта Ягельная) и Тихоокеанского (Рыбачий) флотов. Они достаточно активно (разумеется, по меркам нынешнего времени) используются для несения боевой службы.

    Проект 885
    В 1977 году в СССР, практически одновременно с США, начались работы по формированию облика атомных подводных лодок четвертого поколения. Планы строительства новых кораблей были заложены в очередную программу военного кораблестроения, принятую в 1985 году. Первоначально предполагалось создание нескольких типов нестратегических АПЛ (противолодочная, многоцелевая, противоавианосная и т. п.). Однако в дальнейшем было решено ограничиться постройкой единой многоцелевой АПЛ, способной решать максимально широкий круг боевых задач.
    К сожалению, по различным причинам, создание корабля четвёртого поколения у нас затянулось. Но и это имеет свои положительные стороны. Приступив к постройке новой субмарины в 1993 году, мы имели возможность понаблюдать за работой американцев в этой области, а так же за их проблемами. Недаром разрыв в постройке "Си Вульфов" так велик, а "Вирджиния" уже несколько лет находится на стапеле. Но, отрицательных сторон, конечно, значительно больше.
    К непосредственному проектированию многоцелевой атомной подводной лодки, предназначенной для борьбы как с субмаринами противника, так и с его надводными кораблями (в том числе и с использованием оперативно-тактических крылатых ракет с подводным стартом) Ленинградское (позднее - Санкт-Петербургское) МБМ "Малахит" приступило в конце 80-х годов. Главным конструктором АПЛ стал В.Н.Пялов.
    Основным оружием новой подводной лодки в соответствии с первоначальными планами должен был стать противокорабельный оперативно-тактический ракетный комплекс "Оникс", разрабатывавшийся с середины 80-х годов НПО машиностроения под руководством генерального конструктора Г.А.Ефремова.
    Новая военно-стратегическая ситуация и изменение характера угроз потребовали адекватного реагирования со стороны ВМФ. В современных условиях роль и значимость многоцелевых атомных подводных лодок для нашей страны, безусловно, возросли. Это обусловлено тем фактом, что в случае конфликта с Западом силам российского флота придется действовать в условиях господства противника даже в районах, непосредственно прилегающих к побережью страны. В такой обстановке надводные корабли вряд ли смогут выдержать длительное противоборство и только подводные лодки благодаря своей скрытности и высокой боевой устойчивости будут способны вести продолжительные боевые действия против превосходящих сил США и НАТО в зонах их господства.
    Очевидно, в обозримом будущем Россия останется стороной с меньшим, чем ее вероятные противники, потенциалом ведения вооруженной борьбы на море. Поэтому для нашей страны едва ли не единственным средством эффективного противостояния в Мировом океане значительно более сильным врагам станет обладание боеспособной группировкой современных АПЛ и ДЭПЛ. Кораблями, способными решать задачи в изменившихся геополитических и военно-экономических условиях, как раз и должны были стать многоцелевые подводные лодки четвертого поколения проекта 885 (шифр "Ясень"). Однако изменения геополитической и военной ситуации в 90-х годов потребовали и корректировки требований к АПЛ. В частности, возросла универсальность применения нового атомохода. Значительно расширилась номенклатура применяемого ракетного вооружения.
    Закладка головной АПЛ 885 проекта, получившей название "Северодвинск", состоялась 21 декабря 1993 года на Северном машиностроительном предприятии. Однако в дальнейшем ход работ по финансовым причинам резко замедлился. В нынешних экономических условиях фактически ведется борьба за "выживание" проекта.
    Затягивание сроков строительства "Северодвинска" потребовало проведения работ по совершенствованию корабля, его оборудования и вооружения с тем, чтобы их характеристики оставались на уровне требований времени. Успешному решению этой задачи способствовал значительный модернизационный потенциал, изначально заложенный в проект 885.
    АПЛ "Северодвинск" полуторакорпусного типа, выполненная по одновальной схеме. Прочный корпус изготовлен из высокопрочной стали.
    В центральной части корпуса лодки размещен ракетный отсек с восемью универсальными ракетными шахтами. Подводная лодка оснащена ядерной энергетической установкой четвертого поколения, выполненной по интегральной компоновочной схеме (моноблок).
    На корабле применен малошумный водометный движитель. Кроме того, имеется два подруливающих устройства. Корабль оснащен новым гидроакустическим комплексом "Аякс" со значительно увеличенным поисковым потенциалом. Его основная сферическая гидроакустическая крупногабаритная антенна занимает всю носовую часть корпуса. На всем протяжении корпуса, а также на ограждении рубки размещены другие гидроакустические антенны. Основное ракетное вооружение АПЛ размещено в восьми вертикальных пусковых установках. В них могут располагаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты типа П-100 "Оникс" - 24 ПКР, по три в каждой шахте, противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, а также существующие и перспективные крылатые ракеты для поражения береговых целей на большой дальности. Максимальная дальность стрельбы новыми российскими крылатыми ракетами, проходящими в настоящее время летные испытания и способными нести как ядерные, так и неядерные БЧ, превышает 5000км. КР имеют минимальный уровень радиолокационной заметности (соизмеримый с сотыми долями метра) и сверхвысокую точность попадания (порядка 5м.). 650- и 533мм торпедные аппараты вынесены из носовой оконечности лодки и расположены в центральной части корпуса под углом к диаметральной плоскости. Из них могут выстреливаться самонаводящиеся по кильватерному следу и телеуправляемые торпеды, а также противокорабельные крылатые ракеты нового поколения, создаваемые екатеринбургским ОКБ "Новатор" (генеральный директор - Павел Каменев). КР предназначены для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок противника, а также наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами.
    Противокорабельная ракета ЗМ-54Э (являющаяся развитием КР "Гранат") состоит из стартовой твердотопливной ступени, дозвуковой (М=0,8) низколетящей маршевой ступени, снабженной прямым высокорасположенным складным крылом и турбореактивным двигателем, а также сверхзвуковой (М=3) боевой ступени, запускаемой на удалении порядка 20км. от цели и практически несбиваемой средствами ПВО ближнего рубежа надводных кораблей. ПКР длиной 8,22м. и стартовой массой 2300кг. имеет дальность стрельбы более 220км. (из них 20км. - на сверхзвуковом режиме). Масса БЧ составляет 200кг.
    Основу торпедного вооружения корабля должна составлять универсальная 533мм торпеда УГСТ. Расширены возможности корабля по использованию минного оружия.

Характеристика АПЛ проекта 885
Длина наибольшая - 120м., ширина наибольшая - 15м., средняя осадка - 10м.
Водоизмещение нормальное - 9500т., полное - 11800т.
Полная скорость подводного хода - 28-31 узла.
Экипаж - 85 человек.


    Планировалось, что АПЛ "Северодвинск" войдет в состав российского флота уже в 2000 году. Однако в дальнейшем, из-за недостатка финансирования, эти планы сдвинуты на более поздние сроки (назывался даже 2007 год, однако этот прогноз следует признать слишком пессимистичным). После введения в строй первого корабля 885 проекта планировалось строительство еще шести однотипных кораблей. Предполагается, что в дальнейшем подводные лодки типа "Северодвинск", оснащенные высокоточными малозаметными крылатыми ракетами, возьмут на себя значительную долю неядерного сдерживания, оставаясь при этом весьма серьезной угрозой для подводных лодок, боевых кораблей и транспортных судов противника.
    По оценкам западных и отечественных экспертов, уровень гидроакустической заметности АПЛ 885 проекта будет соизмерим с уровнем американской АПЛ "Си Вульф" (специалисты затрудняются отдать пальму первенства той или иной подводной лодке). В то же время проект 885 будет обладать значительно более высоким уровнем универсальности, чем ее американский визави. Со ссылкой на военно-морскую разведку США сообщалось, что в России ведутся работы над усовершенствованным вариантом АПЛ "Северодвинск", обладающим еще большей, чем проект 885, скрытностью, превосходящей уровень скрытности американских лодок типа "Си Вульф" или "Вирджиния".


    Rambler's Top100 Rambler's	 Top100         Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов   Каталог интернет ресурсов - ИнфоПитер   "LookUp". Ресурсы сети	 Интернет      
Используются технологии uCoz