Перейти к разделу 'Подводные лодки' "К-2000: "ЖЕЛЕЗО": История подводного флота России

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК)


    Проект 651
Дизельная ПЛ 651 проекта в море     ДЭПЛ проекта 651 (по классификации НАТО - "Джульетта") поступили на вооружение советского ВМФ в конце 1950-х годов. Они вооружались 4 крылатыми ракетами с ядерными боеголовками (около 1Кт) и 10 торпедными аппаратами. Крылатая ракета П-5, разработанная в 1950-х годах в КБ Челомея и оснащена системой складывающихся крыльев "АРК-5", позволяющей запускать ракету из цилиндрической ПУ относительно малого диаметра, размещавшейся на ПЛ. П-5 имела дальность пуска 500км., высота полёта составляла 200-400 метров, скорость - 345 м/сек. Такие характеристики позволяли П-5 относительно легко преодолевать береговую ПВО США начала шестидесятых годов. КВО при полёте на полную дальность составляло 3000м., что компенсировалось килотонной ядерной боеголовкой РДС-4. Более точные самонаводящиеся ракеты П-6 и П-500 появились позднее и предназначались для поражения американских авианосцев.
    Первоначально планировалось построить 35 ДЭПЛ проекта 651. Однако в период 1962-1968 годов было построено 16 единиц, в основном на заводе "Красное Сормово". Это объяснялось увеличением количества АПЛ и относительно низкой боевой устойчивостью ДЭПЛ в сравнении с АПЛ.
    Для своего времени ДЭПЛ пр.651 обладали чрезвычайно передовыми техническими решениями, некоторые из которых поразили посетивших лодки позднее американских инженеров. Так, "Джульетты" покрывались специальным звуко-радиопоглощающим покрытием - "черепицей" из жёсткой резины, толщиной около 50мм. Они оснащались уникальными серебряно-цинковыми аккумуляторными батареями, которые позволяли развивать на протяжении 1,5 часов подводную скорость 17,5 узлов, а также обеспечивали дальность подводного хода в 810 миль. Другими особенностями был корпус из маломагнитной стали и система "Касатка" для получения со спутников информации о цели и множество других, сложных радиоэлектронных устройств.
    ДЭПЛ проекта 651 имел двухкорпусную конструкцию с исключительно большим запасом плавучести. Корпус состоял из восьми отсеков.

Характеристики ДЭПЛ проекта 651
Водоизмещение надводное - 3174т., надводное с дополнительным топливом - 3636т., полное - 4137т.
Длина - 90м., ширина - 10м., осадка - 7м.
Энергетическая установка - 2 дизеля (по 3500л.с.), 2 электромотора (по 3000л.с.), дизельгенератор (3000л.с.), 2 электромотора "бесшумного хода" (по 150л.с.), количество валов - 2.
Скорость - надводная - 19 узлов., подводная - 14 узлов.,
Дальность плавания: 9000 миль при скорости 8 узлов в надводном положении; 18000 миль при скорости 7 узлов в надводном положении с дополнительным запасом топлива; 810 миль при скорости 2,74 узла в подводном положении.
Вооружение: 6х533мм носовых торпедных аппарата (боезапас - 18 торпед); 4х400 мм кормовых торпедных аппарата (боезапас - 4 торпеды); 4 управляемых крылатых ракеты П-5 (П-6 или П-500) с временем подготовки к первому запуску - 4,5 мин, к последующим пускам - 10 секунд, при скорости хода - до 4 узлов.
Рабочая глубина погружения - 240м., максимальная глубина погружения - 360м.
Автономность - 90 суток, экипаж - 82 человека (12 офицеров).


    Проект 653
Схема 653 проекта     Тем не менее, даже самый лучший ДЭПЛ проигрывал в сравнении с АПЛ, прежде всего - невозможностью находиться под водой большую часть времени автономного плавания, что делало корабль слишком уязвимым. И вслед за опытной атомной подводной лодкой проекта П627А, оснащенной одной стратегической крылатой ракетой большой дальности П-20, разрабатываемой под руководством С.В.Ильюшина в соответствии с постановлением СМ 17 августа 1956 г., в СКБ-143 летом 1958 г. началось проектирование ракетной подводной лодки 653 проекта, несущей не одну, а две крылатые КР. Планировалось построить 18 серийных ПЛАРК проекта 653.
    Лодка имела конструкцию, близкую конструкции АПЛ проекта 627. Два контейнера с ракетами располагались горизонтально непосредственно за ограждением выдвижных устройств рубки. В процессе старта обеих КР лодка должна была находиться на поверхности в течение 10 минут.
    Начать строительство ПЛАРК 653 проекта предполагалось в 1959 году. Первые рабочие чертежи нового атомохода были направлены в Северодвинск, на 402 завод, в декабре 1958 года, однако к постройке головного корабля предприятие так и не приступило: в 1960 году было принято правительственное решение о закрытии программы П-20, что привело и к прекращению всех работ над носителями этой КР.

    Так бесславно закончились первые попытки установить на АПЛ крылатую ракету. Впрочем, подобного можно было ожидать, ведь корабль 627 проекта конструировался не под какое-то конкретное оружие. А здесь нужен был совсем иной подход. Не от корабля к вооружению, а наоборот. Именно таким образом и появился на свет наш первый ПЛАРК.

    Проект 659
Вид сверху на подводную лодку проекта 659     Баллистические ракеты в 1950-х годов рассматривались советским военным руководством как "абсолютное" оружие, не имеющее средств противодействия. В то же время крылатые ракеты, обладающие характеристиками, близкими к характеристикам реактивных истребителей первого поколения, теоретически могли быть перехвачены существующими средствами ПВО. В то же время по сравнению с баллистическими ракетами КР имели ряд преимуществ - хорошо отработанная, достаточно традиционная конструкция, лучшие, чем у баллистических ракет, массогабаритные характеристики, меньшая стоимость.
    Отношение в СССР к морским КР было принципиально отличным от американского. После не слишком удачной попытки оснастить ДЭПЛ КР "Регулус", американцы надолго оставили эту затею. У нас же это оружие во второй половине 50-х годов признавалось достаточно перспективным. Разработка морских крылатых ракет, предназначенных для поражения береговых целей, велась в ОКБ С.А.Лавочкина (П-40), С.В.Ильюшина (П-20) и Г.М.Бериева (П-10). Однако попытки разместить на корабле КР при традиционном подходе к решению конструкторских задач вели к тому, что пусковое оборудование подводных лодок получалось чрезмерно тяжелым и громоздким.
    Первоначально комплекс П-5 предназначался для дооснащения дизель-электрических подводных лодок. Первый пуск П-5 состоялся 12 марта 1957 года с качающегося стенда СН-49 на Белом море. А 22 ноября того же года ракета стартовала с борта опытной ПЛ С-146 (переоборудованная лодка 613 проекта). В результате испытаний комплекс был официально принят на вооружение 19 июня 1959 года. Им было оснащено двенадцать ДЭПЛ. Однако для более надежного поражения целей на территории США, располагавших мощными противолодочными силами, было целесообразно разместить стратегическое ракетное оружие на менее уязвимых, чем ДЭПЛ, носителях - атомных подводных лодках.
    Главными конструкторами проекта последовательно являлись П.П.Пуснынцев и Н.А.Климов. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен Ю.С.Вольфсон. Одновременные работы над "стратегическими атомоходами" (с крылатыми и баллистическими ракетами) в одном и том же конструкторском бюро предполагали максимальную степень унификации общекорабельных технических решений. При этом как проект 658, так и проект 659 "выросли" из торпедной АПЛ 627 проекта. 19 октября 1957 года на заседании Президиума ЦК КПСС рассматривался ход строительства советского подводного ракетоносного флота. Был утвержден перспективный план строительства подводных лодок, в соответствии с которым уже к 1961 году предполагалось передать флоту 32 ПЛ с крылатыми ракетами П-5. Продолжение строительства носителей этих ракет планировалось и в VII пятилетке (1961-1965 годы).
    Строительство лодок было развернуто в Комсомольске-на-Амуре (ПЛАРК проекта 658 стали первыми атомоходами, построенными на Дальнем Востоке). Головной корабль - К-45 - был заложен 28 декабря 1957 года, спущен на воду 12 мая 1960, а приемный акт на него был подписан 28 июня 1961 года. Лодка вошла в состав 26-й дивизии, ставшей первым соединением ТОФ, оснащенным атомоходами.
    Подводная лодка имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус диаметром 6,8м. делился на девять водонепроницаемых отсеков. Конструкция обеспечивала надводную непотопляемость при заполнении водой любого из отсеков.
    Корабль был оснащен ГЭУ номинальной мощностью 35000л.с., включавшей два водо-водяных реактора ВМ-А (2х70мВт). Ракетное вооружение корабля составляли шесть крылатых ракет П-5.
    Ракета снабжалась ядерной боевой частью, унифицированной с БЧ баллистической ракеты Р-11ФМ (первоначально ее мощность составляла 200Кт, затем была увеличена до 650Кт). Диаметр корпуса КР составлял 1м., длина 10,8м. и размах крыла 3,7м. Ее стартовая масса равнялась 5200кг, максимальная скорость полета соответствовала М=0,9-1, максимальная дальность стрельбы составляла 350км. Полет проходил на высоте 800-900м. Силовая установка КР включала два стартовых твердотопливных ускорителя и маршевый ТРД КРД-26 (2250кгс). Система управления включала автопилот, счетчик времени и барометрический высотомер. Ракета на подводной лодке транспортировалась в герметическом контейнере (диаметр 1,65м., длина 12м.), заполненном азотом. Подготовка ракеты к старту осуществлялась дистанционно с пульта управления, расположенного в первом отсеке подводной лодки. Время подъема контейнера из походного в боевое положение (14°) - 125 секунд. Ракетные контейнеры размещались в надстройке (по три на борт). Старт мог выполняться только из надводного положения при волнении моря до 4 - 5 баллов и скорости хода до 8 узлов.
    Торпедное вооружение ПЛАРК 659 проекта включало четыре 533мм. носовых торпедных аппарата (20 торпед СЭТ-65 и 53-61, максимальная глубина стрельбы - 100м), а также четыре кормовых ТАТА калибром 400мм. (максимальная глубина стрельбы - 240м).

Характеристика ПЛАРК проекта 659
Длина наибольшая - 111,2м., ширина наибольшая - 9,2м., средняя осадка - 7,6м.
Водоизмещение нормальное - 3731т. полное - 4920т.
Предельная глубина погружения - 300м., рабочая глубина погружения - 240м.
Полная скорость подводного хода - 29 узлов., надводная скорость - 21 узла.
Автономность - 50 суток, экипаж - 120 человек.


    Ракетоносцы 659 проекта провели свою относительно короткую службу на Тихоокеанском флоте. В сфере досягаемости их ракет - цели на Западном побережье США (где находились, в частности, крупнейшие авиазаводы фирмы Боинг в Сиэтле и другие важные промышленные, военные и административные центры), Гавайи, Японии, Панамского канала. Прогнозируемое совершенствование средств противовоздушной обороны потребовало и повышения боевых возможностей крылатых ракет. С 1958 года началась разработка ракеты П-5Д, в состав БРЭО которой вошел доплеровский измеритель скорости и сноса, что позволило повысить точность стрельбы в два-три раза (КВО составило 4км.). Максимальная дальность стрельбы возросла до 500км. 2 марта 1962 года П-5Д была принята на вооружение. В 1959 году началось создание КР П-5СН с радиовысотомером, что позволило уменьшить высоту крейсерского полета до 300-400м, практически недоступную для истребителей-перехватчиков того времени. Велись работы и по снижению радиолокационной заметности. Тем не менее, надводный старт сводил на нет все модернизационные усилия. В результате в 1964 году было решено отказаться от стратегических КР, оставив их на вооружение подводных лодок лишь в качестве "второстепенного" оружия.
    Из-за технической невозможности переоснащения ПЛАРК проекта 659 новым противокорабельным ракетным комплексом было решено переоборудовать эти подводные лодки в торпедные. С августа 1965 года по конец 1969 года все корабли на судоремонтном заводе в Большом Камне под Владивостоком, переделаны в атомные торпедные подводные лодки по проекту 659Т. В 90-х годах все АПЛ проекта 659Т были выведены из состава флота и переданы на утилизацию.

    Первые ПЛАРКи повторили судьбу практически всех аппаратов первого поколения, будь то танк или самолёт. Превращаясь из "бумаги" в "железо", они устаревали раньше, чем успевали выработать 10% своего физического ресурса. Тем не менее, эти корабли прослужили на флоте, пусть и в другом качестве, почти тридцать лет. Но, с изменением приоритетных целей, изменилось и отношение к ПЛАРКам, ведь скоростная КР могла гарантированно "пробить" ПРО АУГ.

    Проект 661
АПЛ 661 проекта     В рамках партийно-правительственного постановления от 28 августа 1958 года ЦКБ-16 Государственного комитета по судостроению (ныне - СПМБМ "Малахит") началась разработка опытной высокоскоростной атомной подводной лодки проекта 661 (шифр "Анчар"). Работы по данной теме рассматривались руководством судостроительной промышленности как наиболее приоритетные. Перед создателями корабля выдвигалось весьма необычное требование - отказаться от применения ранее освоенных технических решений, материалов и оборудования. Все - только новое, наиболее перспективное! После рассмотрения двух типов реакторов - более простого и освоенного водо-водяного и перспективного жидкометаллического (теплоноситель первого контура - сплав свинца и висмута) - был выбран первый как более реальный по срокам создания, хотя и обладающий худшими удельными параметрами.
    Правительственное постановление о разработке первой в мире крылатой ракеты с подводным стартом вышло 1 апреля 1959 года, а 9 апреля того же года был утвержден предэскизный проект подводной лодки. Разработка технического проекта ПЛАРК 661 проекта завершилась в декабре 1960 года. Мощная атомная энергетика в сочетании с новыми обводами корпуса обеспечивала подводной лодке уникальные скоростные характеристики. В соответствии с проектом корабль должен был развивать максимальную подводную скорость не менее 37 - 38 узлов, что превосходило скорость любого боевого корабля ВМС США. Проектирование ПЛАРК велось под руководством главного конструктора Н.Н.Исанина (позже его сменил Н.Ф.Шульженко). Главными наблюдающими от ВМФ являлись Ю.Г.Ильинский, а затем - В.Н.Марков.
    В 1962 году на Северном машиностроительном предприятии началось изготовление первых шпангоутов и обечаек прочного корпуса лодки 661 проекта. Однако первые испытания элементов корпусных конструкций из титанового сплава завершились неудачей, потребовалось проведение дополнительных работ. В результате официальная закладка подводной лодки 661 проекта была осуществлена в Северодвинске лишь 28 декабря 1963 года. Высокая степень новизны и сложности проекта обусловили длительные сроки его реализации. Работы по созданию корабля продолжались в общей сложности более 11 лет. В результате подводная лодка, получившая тактический номер К-162, была спущена на воду лишь 21 декабря 1968 года. 13 декабря 1969 года она вышла на заводские ходовые испытания. В ходе испытаний при 92% мощности силовой установки на относительно мелководном полигоне (глубина акватории - 200м., глубина хода - 100м.) была получена максимальная подводная скорость, равная 42 узлам, что значительно превысило расчетные параметры (38 узлов). Таким образом, был установлен мировой рекорд скорости для подводных лодок, ранее удерживаемый кораблями 671 проекта (33,5 узла). Прочный корпус, выполненный из титанового сплава, делился на девять отсеков.
    Энергетическая установка мощностью 80000л.с. включала две автономные группы (правого и левого бортов). Каждая группа объединяла атомную паропроизводящую установку В-5Р, турбозубчатый агрегат ГТЗА-618 и автономный турбогенератор переменного трехфазного тока ОК-3 мощностью 2х3000 кВт. Номинальная тепловая мощность двух атомных реакторов водо-водяного типа составляла 2х177,4 мВт, а паропроизводительность ППУ при нормальной мощности реактора - 2х250 тонн пара в час.
    Гидроакустический комплекс МГК-300 "Рубин" обеспечивал обнаружение шумящих целей при одновременном автоматическом сопровождении двух из них с выдачей данных в системы управления ракетным и торпедным оружием. Для наблюдения за воздушной и надводной обстановкой ПЛ была оснащена зенитным светосильным перископом ПЗНС-9 с оптическим вычислителем координат. Подъемное устройство позволяло поднимать перископ с глубины до 30м. при скорости до 10 узлов и волнении до 5 баллов. Корабль был оснащен системой радиоразведки, обеспечивающей поиск, обнаружение и пеленгование работающих радиостанций противника. Основное вооружение было представлено противокорабельным ракетным комплексом "Аметист" с 10 крылатыми ракетами, размещенными в наклонных контейнерах, расположенных побортно вне прочного корпуса. Максимальная дальность стрельбы составляла 70км. Старт ракеты выполнялся из подводного положения с глубины 30 метров из предварительно затопленного заборной водой контейнера. Пусковая установка обеспечивала хранение, транспортировку, дистанционную предстартовую подготовку и старт крылатых ракет без доступа в контейнер. КР принимались на борт корабля в окончательно снаряженном для старта состоянии. Обеспечивалось их надежное хранение и запуск в течение трехмесячного пребывания в море. Весь ракетный боекомплект мог быть выпущен в двух залпах, интервал между которыми составлял три минуты (по мнению специалистов, это являлось крупным тактическим недостатком проекта, затруднявшим эффективное применение ПЛАРК по основным целям - авианосцам). В носовой оконечности подводной лодки размещалось четыре 533мм. торпедных аппарата (суммарный боекомплект - 12 торпед), обеспечивающих беспузырную стрельбу с глубины до 200м.

Характеристика ПЛАРК проекта 661
Длина наибольшая - 106,9м., ширина наибольшая - 11,5м., средняя осадка - 8,1м.
Водоизмещение нормальное - 5197т., полное - 7000т., предельная глубина погружения - 400м.
Полная скорость подводного хода - 44,7 узла., надводная скорость - 19,0 узла.
Автономность - 70 суток, экипаж - 80 человек.


    Лодка представляла собой своеобразную лабораторию, где в натурных условиях осуществлялась отработка новых образцов оружия и вооружения. Многое из того, что было создано для этой опытной подводной лодки, в дальнейшем было использовано на новых кораблях других проектов. Опытная эксплуатация корабля началась в 1970 году, и закончилась в декабре 1971 года. В сентябре 1971 года К-162 вышла на первую боевую службу, в ходе которой корабль прошел от Гренландского моря до Бразильской впадины, в район экватора, выполняя ряд задач совместно с другими ПЛ и надводными кораблями.
    После завершения опытной эксплуатации К-162 прошла ремонт в Северодвинске и в 1974 году вновь вернулась в боевой состав флота.
    На Западе лодка 661го проекта получила название "Papa" ("Папа"). У нас на флоте ее называли "Золотой рыбкой" (несколько раньше это прозвище носила АПЛ 645 проекта).
    Первоначально предполагалось, что после постройки головной (опытной) субмарины 661 проекта последует закладка еще 10 серийных кораблей этого типа. Однако в дальнейшем число серийных ПЛАРК сократили до пяти, затем до трех, а в принятом в 1964 году новом пятилетнем плане вообще решили ограничиться постройкой одного атомохода 661 проекта. К моменту спуска на воду, корабль уже устарел по многим параметрам. К-162 находилась в строю Северного флота до 1988 года, после чего была выведена в резерв, а в дальнейшем - передана на утилизацию.

    Однако, необходимость в создании кораблей, способных нести крылатые ракеты, имеющие гораздо более широкий круг применения, чем МБР, оставалась актуальной. Не имея авианосцев и других кораблей, способных бороться с американскими АУГ, флот искал возможность в случае необходимости, гарантированно уничтожить авианосцы в случае необходимости. И, как часто это бывает, удачный корабль, построенный совсем для других целей, решено было использовать "не по назначению". Таким кораблём стал РПКСН проекта 667, самый массовый не только в стране, но и в мире.

    Проект 667АТ
Атомная подводная лодка 667АТ проекта в море     В 1976 году было приняло принципиальное решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. При этом предполагалось создать морские КР двух типов - малоразмерные, дозвуковые, способные стартовать из ТА подводных лодок, и более крупные, сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных ПУ. Создание дозвуковой крылатой ракеты РК-55 "Гранат", являющейся аналогом американской ракеты "Томагавк", было поручено свердловскому НПО "Новатор", возглавляемому Л.В.Люльевым. Разработка КР была начата в 1976 году, и через восемь лет "Гранат был принят на вооружение. Первыми кораблями, которые были оснащены КР "Гранат", стали подводные крейсера проекта 667АТ (шифр "Груша"), созданные на базе подводных лодок проекта 667А. Лодки этого типа в соответствии с советско-американским договором об ограничении стратегических вооружений должны выводиться из состава флота с вырезанием ракетного отсека, после чего допускалось их дальнейшее использование.
    В результате модернизации, проводимой в Северодвинске, у подводных лодок вырезался 5-й (ракетный) отсек и вместо него вваривался новый, в котором располагалось восемь 533мм. торпедных аппаратов, установленных (впервые в отечественном подводном кораблестроении) под углом к ДП корабля, в средней его части.
    В ходе модернизации корабли получили усовершенствованный навигационный комплекс "Тобол-667АТ" и ряд других новых или модернизированных систем. ГЭУ и основные общекорабельные системы остались фактически без изменений.
    Основное вооружение корабля составили стратегические КР РК-55 "Гранат", выстреливаемые из восьми 533мм. ТАТА, расположенных в 5-м отсеке (боекомплект - 32 КР и/или дальноходных торпед).
    Стратегическая крылатая ракета РК-55 "Гранат" имеет стартовую массу 1700кг., длину 8,09м. и диаметр корпуса 0,51м. Она оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. КР несет ядерную боевую часть мощностью 100кТ. Крейсерская скорость соответствует М=0,7, максимальная дальность - 3000км., система наведения - инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности. Было сохранено и торпедное вооружение 667 проекта - четыре 533мм. торпедных аппарата с боекомплектом 12 торпед типа 53-65К и СЭТ-65, а также два 400мм. ТАТА.

Характеристика ПЛАРК проекта 667АТ
Длина наибольшая - 141,7м., ширина наибольшая - 12,8м., средняя осадка - 7,8м.
Водоизмещение нормальное - 8 880т., полное - 9684т.
Рабочая глубина погружения - 320м., предельная глубина погружения - 400м.
Полная скорость подводного хода - 26 узлов., надводная скорость - 16 узлов.
Экипаж - 121 человек, автономность - 70суток.


    По проекту 667АТ были модернизированы три РПКСН проекта 667 - К-423, К-253 и K-395. Модернизация лодок была завершена соответственно в 1988, 1989 и 1991 годах.

    Однако строительство ПЛАРКов началось значительно раньше, чем под КР были переоборудованы корабли 667 проекта. В конце 50-х годов в СССР развернулись работы по формированию облика атомных подводных лодок второго поколения, предназначенных для крупносерийного производства и призванных решать различные боевые задачи, одной из которых традиционно являлась борьба с авианосцами, а также другими крупными кораблями противника.

    Проект 670
Атомная подводная лодка 670 проекта     После рассмотрения ряда предложений конструкторских бюро, техническое задание на разработку относительно простой и дешевой атомной подводной лодки проекта 670 (шифр "Скат"), оптимизированной для борьбы с надводными целями, было выдано горьковскому СКБ-112 (с 1974 года - ЦКБ "Лазурит") 9 мая 1960 года. Главным конструктором лодки 670 проекта был назначен В.П.Воробьев, главным наблюдающим от ВМФ - В.Р.Мастушкин.
    Основным отличием нового корабля от ПЛАРК первого поколения являлось оснащение его ракетным противокорабельным комплексом "Аметист" с подводным стартом (головной разработчик - ОКБ-52).
    Одной из наиболее сложных проблем при разработке проекта новой ПЛАРК, серийное строительство которой предполагалось организовать в Горьком, в самом центре России, на удалении более тысячи километров от ближайшего моря, было удержание размеров и водоизмещения корабля в пределах, допускающих его транспортировку по внутренним водным путям.
    В результате конструкторам пришлось ряд нетрадиционных для нашего флота технических решений, противоречивших "Правилам проектирования подводных лодок". В частности, было решено перейти на одновальную схему, а также пожертвовать обеспечением надводной плавучести при затоплении любого из водонепроницаемых отсеков. Это позволило уложиться в рамках эскизного проекта в нормальное водоизмещение 2400 тонн (впрочем, в процессе дальнейшего проектирования этот параметр все же увеличился, превысив 3000 тонн).
    На ракете с подводным стартом было решено применить твердотопливный ракетный двигатель, что существенно ограничило максимальную дальность стрельбы. Однако другого решения в то время просто не существовало. Окончательное утверждение технического проекта нового атомохода состоялось в июле 1963 года. ПЛАРК 670 проекта имела двухкорпусную архитектуру с веретенообразными обводами легкого корпуса, имеющего в носовой части эллиптическое сечение, обусловленное размещением ракетного вооружения.
    Передние горизонтальные рули (впервые в практике отечественного подводного кораблестроения) были сдвинуты к средней части лодки. Прочный корпус корабля был выполнен из стали АК-29. Корпус делился на семь водонепроницаемых отсеков.
    Легкий корпус, балластные цистерны и прочная рубка изготавливались из маломагнитной стали и АМГ, а надстройка и ограждение выдвижных устройств рубки - из алюминиевого сплава. В обтекателях гидроакустических антенн, а также в проницаемых частях кормовой оконечности и в кормовом оперении использовались титановые сплавы. Применение столь разнородных материалов, в ряде случаев образующих гальванические пары, потребовало принятия специальных мер по защите от коррозии (цинковые протекторы, прокладки и т. п.).
    Главная энергетическая установка мощностью 15000л.с. в значительной степени была унифицированная с вдвое более мощной ГЭУ скоростной АПЛ проекта 671 - однореакторная. ППУ ОК-350 включала водо-водяной реактор ВМ-4 (89,2мВт).
    Меры по снижению акустического поля ПЛАРК включали применение звукоизолирующей амортизации механизмов и их фундаментов, а также облицовку переборок и палубных настилов вибродемпфирующими покрытиями. Все наружные поверхности легкого корпуса, надстройка и ограждение рубки также были обшиты резиновым противогидролокационным покрытием. Подобное покрытие имела и внешняя поверхность прочного корпуса. Благодаря этому, а также одновальной и однотурбинной компоновке, лодка 670 проекта имела весьма низкий, для своего времени, уровень акустической заметности. На полном ходу в ультразвуковом диапазоне частот ее шумность не превышала 80 децибел, в звуковом диапазоне - 110 децибел и в инфразвуковом - 100 децибел, причем большая часть акустического диапазона совпадала с естественными шумами моря.
    Ракетное вооружение ПЛАРК 670го проекта - восемь ПКР "Аметист" - располагалось в контейнерных пусковых установках СМ-97, размещенных в передней части корабля вне прочного корпуса под углом 32,5° к горизонту.
    Твердотопливная ракета П-40 (4К-66) стартовой массой 2900 кг имела максимальную дальность стрельбы 80км. и скорость 1160км/ч. Она была выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имела складывающееся крыло, автоматически раскрывающееся после старта. Полет проходил на относительно малой высоте (50-60м.), что затрудняло перехват ракеты средствами ПВО кораблей противника. Радиолокационная система самонаведения ПКР обеспечивала автоматический выбор наиболее крупной цели в ордере (т.е., цели, имеющей наибольшую отражающую поверхность). В типовой боекомплект лодки входили две ракеты, оснащенные ядерными боеприпасами (тротиловый эквивалент - 1Кт), а также шесть ракет с обычными БЧ массой порядка 1000кг. Стрельба ПКР могла выполняться двумя четырехракетными залпами с глубины до 30м. при скорости лодки не более 5,5 узла и волнении моря до 5 баллов.
    Торпедное вооружение корабля размещалось в носовой части и включало четыре 533мм. торпедных аппарата с боекомплектом из 12 торпед 53-65К или СЭТ-65, а также два 400мм. ТАТА (четыре торпеды СЭТ-40 или УМГТ-2). Вместо торпед лодка могла брать на борт до 26 мин. Кроме того, в торпедный боекомплект входили и ложные цели "Анабар".

Характеристика ПЛАРК проекта 670
Длина наибольшая - 95,6м., ширина наибольшая - 9,6м., осадка - 6,88м.
Водоизмещение нормальное - 3624т., полное - 5000т., запас плавучести - 24%.
Рабочая глубина погружения - 240м., предельная глубина погружения - 300м.
Полная скорость подводного хода - 26 узлов, надводная скорость - 10 узлов.
Автономность - 60 суток, экипаж - 86 человек.


    С 1973 по 1987 годы в Горьком было построено 11 ПЛАРК 670 проекта.
    После транспортировки в специальном доке по Волге, Мариинской водной системе и Беломоро-Балтийскому каналу, лодки переводились в Северодвинск, где осуществлялась их окончательная достройка, испытания и сдача заказчику. Приемный акт по головному кораблю серии - К-43 - был подписан 6 ноября 1967 года. 3 июля 1968 года, после испытаний на К-43, на вооружение ВМФ был принят и ракетный комплекс "Аметист" с ракетой П-40. ПЛАРК К-43 вошла в состав 11-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок Северного флота. В дальнейшем в это соединение были включены и остальные корабли 670 проекта.
    Подводные лодки 670 проекта приступили к несению боевой службы в 1972 г. Они осуществляли слежение за американскими авианосцами.
    На Западе кораблям 670 проекта было присвоено имя Charlie или Charlie 1. Следует заметить, что появление новых ракетоносцев в составе советского флота заметно "осложнило жизнь" американским авианосным соединениям. Относительно низкая дальность стрельбы комплексом "Аметист" требовала сближения с целью на дальность 60-70км. Однако это имело и свои плюсы: малое подлетное время трансзвуковых маловысотных ракет делало организацию противодействия их удару из-под воды с "кинжальной" дистанции весьма проблематичным. Одним из основных районов, где несли боевую службу корабли 670 проекта, являлось Средиземное море.
    После нескольких подлёдных переходов, часть кораблей 670 проекта вошли в состав 10-й дивизии 2-й флотилии ПЛ. Их основной задачей являлось слежение (а при получении соответствующего приказа - и уничтожение) американских авианосцев. Из-за нехватки на ТОФ противолодочных подводных АПЛ "тихоокеанские" ПЛАРК 670 проекта привлекались и для решения задач по поиску американских подводных лодок в районах боевого патрулирования наших РПКСН.
    Один из кораблей проекта 670 стал первой атомной подводной лодкой военно-морского флота Индии. Эта великая азиатская держава, располагающая довольно мощными ВМС, в начале 70-х годов приступила к реализации национальной программы создания АПЛ. Однако семь лет напряженной работы и четыре миллиона истраченных долларов не привели к ожидаемым результатам. В итоге было принято решение арендовать один из атомоходов у СССР - стратегического союзника Индии. Выбор индийских моряков пал на "Чарли" (корабли этого типа хорошо зарекомендовали себя на Тихоокеанском театре). В 1983 году в учебном центре ВМФ во Владивостоке, а затем на борту К-43, намеченной для передачи Индии, началась подготовка двух индийских экипажей. 5 января 1988 года, К-43 (перед этим переименованная в УТС-550) подняла во Владивостоке индийский флаг и через несколько дней с советским экипажем отбыла в Индию. Для нового, самого мощного боевого корабля индийского флота, получившего название "Чакра" и тактический номер S-71, были созданы самые благоприятные условия базирования: специальный пирс с 60-тонным краном, службы радиационной безопасности, крытый док-эллинг, мастерские. При стоянке на борт лодки подавалась вода, сжатый воздух и электроэнергия. "Чакра" эксплуатировалась в Индии в течение трех лет, при этом приблизительно год проведя в автономных плаваниях. 5 января 1991 года срок аренды лодки истек. Индия прилагала настойчивые усилия продлить лизинг и даже приобрести ещё однотипную лодку. Однако Москва не согласилась на индийские предложения. "Чакра" стала настоящим университетом для индийских подводников. Многие из служивших на ней офицеров в настоящее время занимают ключевые командные посты в ВМС этой страны. Достаточно сказать, что наша ПЛАРК дала Индии восемь адмиралов. Опыт, полученный в ходе эксплуатации атомохода, позволил продолжить работы по созданию собственной индийской АПЛ "S-2". "Чакра", 28 апреля 1992 года вновь зачисленная в состав российского флота, своим ходом прибыла на Камчатку, где и завершила свою службу. 3 июля 1992 года она была исключена из боевого состава ВМФ, вместо того, чтобы зарабатывать деньги для нашего флота в дружественной стране.
    Все корабли проекта 670 выведены из состава флота и переданы на утилизацию.

    Постоянное повышение боевых возможностей противолодочных сил, а также средств противовоздушной и противоракетной обороны надводных кораблей стран НАТО требовало адекватного совершенствования и советских противокорабельных сил. В то же время возможности модернизации, заложенные в конструкцию ПЛАРК 670 проекта, позволяли существенно увеличить ее боевые возможности при внесении минимальных изменений в исходную конструкцию.

    Проект 670М
Атомная подводная лодка 670М проекта     В конце шестидесятых годов в горьковском СКБ-112 начались работы по созданию модернизированной ПЛАРК проекта 670М, получившей шифр "Чайка". Прорабатывалось несколько вариантов повышения боевого потенциала подводной лодки 670 проекта. В частности, исследовалась возможность применения 650-мм. торпедных аппаратов для стрельбы сверхмощными торпедами "65-76", обеспечивающими возможность поражения надводных целей на дальности до 50км. Однако стремление сохранить исходные размеры корабля (что было обусловлено географическим положением места постройки) не позволили реализовать наиболее радикальные предложения по модернизации. Увеличение боевых возможностей ПЛАРК было решено достичь в первую очередь за счет усовершенствования "главного калибра" ПЛАРК - ракетного комплекса.
    Новый комплекс должен был иметь и значительно большую дальность стрельбы - до 150км. Оружие сочеталось с новым ГАК "Рубикон", имеющим дальность обнаружения более 150км. Таким образом, подводная лодка получала возможность применять свой "главный калибр" на полную дальность, без внешнего целеуказания. Испытания противоракетного комплекса "Малахит" были проведены в апреле-декабре 1974 года. Для размещения нового ракетного комплекса и оборудования корпус подводной лодки был несколько удлинен, изменились размеры и обводы рубки. В носовой части легкого корпуса было сформировано небольшое "приполнение", что наряду с увеличением длины вызвало незначительный рост водоизмещения корабля. Лодка получила новые, более совершенные гидроакустические покрытия, снижающие шумность и уменьшающие интенсивность отраженного гидроакустического импульса. Характеристики этих покрытий в меньшей степени зависели от изменения гидростатического давления, кроме того, они более надежно крепились к корпусу корабля. Стабилизация подводной лодки по глубине и дифференту во время ракетной стрельбы с использованием горизонтальных рулей и системы замещения отрицательной плавучести осуществлялась посредством автоматического программного управления.
    Твердотопливная ракета 4К85 имела стартовую массу 3180кг. и несла обычную или ядерную (1кТ) боевую часть массой 840кг. Максимальная дальность стрельбы ПКР составляла 150км., скорость ее полета соответствовала М=1. Ракета имела универсальный твердотопливный стартовый агрегат, обеспечивающий возможность пуска как из подводного, так и из надводного положения.
    Строительство кораблей проекта 670М, как и проекта 670, осуществлялось в Горьком на судостроительном заводе "Красное Сормово".

Характеристика ПЛАРК проекта 670
Длина наибольшая - 104,9м., ширина наибольшая - 9,9м., средняя осадка - 7,4м.
Водоизмещение нормальное - 4310т., полное - 5500т.
Рабочая глубина погружения - 240м., предельная глубина погружения - 300м.
Полная скорость подводного хода - 24 узла, надводная скорость - 13 узлов.
Автономность - 60 суток, экипаж - 84 человек.


    Всего было построено шесть кораблей проекта 670М. Из них только один - К-452, переоборудованный для отработки противокорабельного оперативно-тактического ракетного комплекса "Оникс" несёт боевую службу на СФ. Остальные подводные лодки проекта 670М исключены из состава флота в 1991 - 1995 годах.

    Небольшая дальность поражения первых отечественных КР делала проблематичной выполнение ПЛАРКами первого поколения выполнение основной задачи - борьбой с американскими авианосцами. В шестидесятых годах, с появлением на кораблях новых истребителей-перехватчиков F-4 "Фантом", оснащенных всеракурсными ракетами класса "воздух-воздух" AIM-7 "Спэрроу", а также палубных самолетов ДРЛО Е-2А "Хоукай", дальность перехвата возросла до 250-300км. Нашему флоту требовались как новые КР, так и их носители. Ими стали корабли проекта 675.

    Проект 675
ПЛ 675 проекта готовится к ракетной стрельбе     17 августа 1956 г. вышло постановление СМ СССР о начале работ по созданию ПЛАРК 675 проекта, оснащенных противокорабельными ракетами П-6, а также стратегическими крылатыми ракетами П-5М, предназначенными для поражения береговых целей. Проектирование атомохода, предназначенного для борьбы при помощи крылатых ракет с крупными надводными целями, началось в ЦКБ МТ "Рубин" под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева. ПЛАРК предназначалась для нанесения ударов ракетами П-6 по боевым кораблям и судам противника при действиях на океанских и морских коммуникациях, а также (при помощи КР П-5М) уничтожения военно-морских баз, портов, промышленных и административных центров противника.
    Конструктивно ПЛАРК проекта 659 - двухкорпусная двухвальная подводная лодка с развитыми ограждением боевой рубки и надстройкой. Прочный корпус, на большем протяжении имевший цилиндрическую форму, был выполнен из стали АК-25 толщиной 22-35мм. Оконечности имели форму усеченных конусов. Прочный корпус разделялся на 10 отсеков. При ракетной стрельбе компенсация массы стартующих ракет производилась путем приема воды в специальные цистерны замещения. Обшивка и набор легкого корпуса были выполнены из стали ЮЗ толщиной 4-16мм. Поверхность корпуса покрывалась противогидроакустическим покрытием. Энергетическая установка (39000л.с.) включала два реактора ВМ-А (2х70 мВт), две паровые турбины и два главных турбозубчатых агрегата 60-Д1.
    Основное вооружение лодки - восемь крылатых ракет П-6 (4К88) - размещалось в контейнерах, поднимающихся в стартовое положение на угол 14°. Стрельба, как и на АПЛ 659 проекта, была возможна лишь в надводном положении.
    Ракета имела длину 10,8м., максимальный диаметр корпуса 0,9м., размах крыла 2,5м. и стартовую массу 5300кг. Она снабжалась маршевым ТРД 4Д48 и стартовым твердотопливным ракетным двигателем. Диапазон дальностей стрельбы составлял 35-380км., максимальная скорость полета соответствовала М=1,3. Полет ракеты проходил на высоте 400-7500м., перед атакой цели ПКР снижалась на высоту 100м.
    На ПЛАРК 675 проекта впервые в мире была реализована возможность залповой ракетной стрельбы с избирательным поражением кораблей противника, находящихся в составе соединений. Атомоход мог выполнить четырехракетный залп в течение 15 минут, два залпа - за 20-30 минут с учетом времени, затрачиваемого на всплытие, подготовку к пуску, запуск и полет ракет до цели. Обеспечивалась возможность одновременного обстрела цели 12 ракет П-6 с различных носителей, что позволяло преодолевать самую плотную ПВО авианосных соединений 60-х годов.
    Торпедное вооружение включало четыре носовых ТАТА калибром 533мм. (максимальная глубина стрельбы - 100м.) и два 400мм. ТАТА (максимальная глубина стрельбы - 250м.). Суммарный боекомплект - 20 торпед. Главная энергетическая установка по сравнению с лодками 627, 658 и 659 проектов изменению фактически не подверглась.
    Строительство лодок 675 проекта велось в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. Головной северодвинский корабль - К-166 - вошел в состав Северного флота в 1963 году. Этому предшествовали государственные испытания, завершившиеся успешным выполнением четырехракетной залповой стрельбы. Всего ВМФ получил 29 кораблей проекта 675.

Характеристика ПЛАРК проекта 675
Длина наибольшая - 115,4м., ширина наибольшая - 9,3м., средняя осадка - 7,8м.
Водоизмещение нормальное - 4500т., полное - 5760т.
Полная скорость подводного хода - 29 узлов.
Рабочая глубина погружения - 240м., предельная глубина погружения - 300м.
Автономность - 50 суток, экипаж - 137 человек.


    Лодки 675 проекта активно использовались на Северном и Тихоокеанском флотах. Они несли боевую службу в Средиземном море и Индийском океане. В ноябре 1965 года директивой главкома ВМФ командующему Северного флота была поставлена задача подготовить две атомные подводные лодки для перехода на ТОФ одним из южных маршрутов. Было решено выделить для участия в походе ракетоносец К-166 ( командир - капитан 2 ранга В.Т.Виноградов), а также торпедную лодку проекта 627А (капитан 2 ранга Л.Н.Столяров), 2 февраля 1966 г. корабли начали движение. Дистанция между кораблями, следовавшими в подводном положении, составляла 60 миль. Иногда они сближались для связи на УКВ или по каналу звукоподводной связи. 20 марта 1966 года, преодолев почти 25 тысяч миль, подводные лодки вошли в бухту Авача на Камчатке. Переход, умело поданный советской официальной пропагандой, получил большой политический резонанс. Все члены экипажей лодок были награждены орденами и медалями, а пяти участникам было присвоено звание Героя Советского Союза.

    Лодки проекта 675 были одними из наиболее активно модернизировавшихся кораблей советского флота. Это в значительной степени было обусловлено быстрым совершенствованием их основного противника - авианосцев ВМС США. Ракеты П-6 были модернизированы в вариант П-6М (4К48). В середине 60-х годов началась разработка нового универсального (предназначенного для размещения как на подводных лодках, так и на надводных кораблях) комплекса П-500 "Базальт". Новая элементная база и цифровые вычислители позволили (впервые в мире) создать систему распределения целей между ракетами внутри залпа, а также оптимизировать алгоритм выбора главной цели в ордере. На ракете (также впервые) было решено установить систему радиотехнической защиты (РТЗ), разработанную Таганрогским НИИ связи и обеспечивающую отвод зенитных ракет, а также ракет класса воздух-воздух от КР.
    Ракета П-500, оснащенная маршевым ТРД и стартовым ускорителем, имела массу 4800кг, длину 11,7м. и диаметр корпуса 0,88м. Она несла обычную или ядерную часть массой 500кг., развивала скорость М=2,5 и обладала максимальной дальностью стрельбы 500км. Для облегчения преодоления ближнего рубежа ПРО надводных кораблей она имела частичное бронирование. 10 ПЛАРК 675 проекта в 60-70-е годы прошли модернизацию по проектам 675МК и 675МУ. Кроме новых ПКР на них была размещена аппаратура системы приема космического целеуказания "Касатка-Б". Водоизмещение лодок возросло на 600 тонн.
    В конце 80-х годов началась модернизация ПЛАРК по проекту 675МКВ. Лодка получила новый ракетный комплекс "Вулкан", обладающий значительно увеличенной дальностью стрельбы, а также современный гидроакустический комплекс "Керчь". Водоизмещение кораблей возросло на 1000т. Всего модернизацию по проекту 675МКВ прошло пять кораблей.

    Появление в США авианосцев класса "Нимитц" с новейшими самолётами F-14A "Томкэт", способные поражать воздушные цели в диапазоне высот от 10 до 22000м., одновременно обстреливая ракетами большой дальности AGM-54 "Феникс" до четырех летательных аппаратов, вновь заставили отечественный флот искать адекватный ответ. Как показали расчеты, гарантированно пробить противоракетный щит такого корабля смогло бы "звено" в двадцать четыре новейших КР. Под такое количество ракет и решено было строить АПЛ. Так наш флот получил один из лучших своих кораблей - проект 949.

    Проект 949
Атомный подводный крейсер 949 проекта     Поисковые работы по созданию подводного ракетоносца третьего поколения начались на "Граните" в 1967 году, а в 1969 ВМФ было выдано официальное тактико-техническое задание на создание "тяжелого подводного ракетного крейсера, оснащенного ракетным комплексом оперативного назначения".
    Проект, получивший индекс "949" и шифр "Гранит", разрабатывался в ЛМПБ "Рубин" под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева. После его смерти в 1977 году, главным конструктором был назначен И.Л.Баранов, а главным наблюдающим от ВМФ - В.Н.Иванов. При разработке нового ракетоносца предполагалось широко использовать научно-технический задел и отдельные конструкторские решения, полученные при создании самой скоростной в мире подводной лодки проекта 661. Ракетный комплекс "Гранит", создававшийся ОКБ-52 (ныне НПО "Машиностроение"), должен был отвечать чрезвычайно высоким требованиям: максимальная дальность - не менее 500км., максимальная скорость - не ниже 2500км/ч. В результате "Гранит" приобретал реальную возможность решать любую задачу морского боя нарядом одного носителя.
    Однако эффективность противокорабельного ракетного комплекса большой дальности в значительной степени определялась возможностями нынешних средств разведки и целеуказания. Система "Успех", основу которой составлял самолет Ту-95, уже не обладала необходимой боевой устойчивостью.
    В начале 60-х годов перед отраслевой наукой и промышленностью была поставлена задача создания первой в мире космической всепогодной системы наблюдения за надводными целями на всей акватории Мирового океана и выдачи целеуказания с передачей данных непосредственно на носители оружия или наземные (корабельные) командные пункты.
    Система МКРЦ "Легенда" включала два типа космических аппаратов: спутник с бортовой радиолокационной станцией и ядерной энергетической установкой, а также спутник с космической станцией радиотехнической разведки, оснащенный солнечной энергетической установкой. Спутниковая группировка радиолокационной разведки была принята на вооружение в 1978 году.
    Высокая эффективность системы МКРЦ была подтверждена на практике в 1982 году, во время англо-аргентинского конфликта вокруг Мальвинских (Фолклендских) островов. Система позволила полностью отслеживать и прогнозировать тактическую обстановку. В частности, при ее помощи Главным штабом ВМФ был точно спрогнозирован момент высадки на острова английского десанта. Космический комплекс радиотехнической разведки обеспечивает обнаружение и пеленгацию объектов, излучающих электромагнитные сигналы.
    Кроме космической составляющей, в состав МКРЦ вошли корабельные пункты приема информации непосредственно с космических аппаратов, обеспечивающие ее обработку и выдачу целеуказания на использование ракетного оружия. В ноябре 1975 года начались испытания ракетного комплекса "Гранит", завершившиеся в августе 1983 года.
    И всё это было только подготовительным этапом к созданию нового подводного корабля, основы не имеющей аналогов в мире системы вооружений. Но, не смотря на многочисленность, сложность и высокую стоимость "вспомогательных устройств", расположенных на земле, в море и в космосе, "Батоны", как прозвали на флоте корабли проекта 949 и 949А могут успешно действовать и полностью автономно.
    Ещё до окончания лётных испытаний, в апреле 1980 года, в состав Северного флота вошел головной подводный крейсер К-206 (командир - капитан 1 ранга В.Ильюшкин). В общей сложности предполагалось построить 20 ПЛАРК данного типа. После первых двух кораблей, построенных по проекту 949, началось строительство подводных крейсеров по усовершенствованному проекту 949А (шифр "Антей"). В результате модернизации лодка получила дополнительный отсек, позволивший улучшить внутреннюю компоновку средств вооружения и бортового оборудования. В результате несколько выросло водоизмещение корабля, в то же время удалось уменьшить уровень демаскирующих полей и установить усовершенствованное оборудование. По оценкам ряда отечественных специалистов, по критерию "эффективность-стоимость" ПЛАРК 949 проекта является наиболее предпочтительным средством борьбы с авианосцами противника. По состоянию на середину 80-х годов стоимость одной лодки проекта 949А составляла 226 млн.рублей, что по номиналу равнялось лишь 10% стоимости многоцелевого авианосца "Рузвельт" (2,3 млрд.долл. без учета стоимости его авиационного крыла, стоимость которого в полтора раза выше). В то же время, по расчетам экспертов ВМФ и промышленности, один подводный атомоход мог с высокой вероятностью вывести из строя авианосец и ряд кораблей его охранения. Однако другие достаточно авторитетные специалисты подвергали сомнению эти оценки, считая, что относительная эффективность ПЛАРК завышена. Следовало учитывать и тот факт, что авианосец являлся универсальным боевым средством, способным решать предельно широкий круг задач, тогда как подводные лодки являлись кораблями значительно более узкой специализации. Тем не менее, именно ПЛАРК проекта 949А способен решать круг задач, сопоставимый с возможностями авианосца - нанесение ударов как по кораблям противника, так и по его территории, прорывая практически любую систему ПРО, не подвергая при этом опасности пилотов, и имея возможность действовать предельно скрытно, чего не может делать авианосец. Именно поэтому "Батоны" составляют главную ударную силу нашего флота. На сегодняшний день построены следующие корабли:
    Проект 949: К-525 "Архангельск", заложен в 1978 году, в ведён в строй - 30.12.80; К-206 "Мурманск", введён в строй в апреле 1980. Проект 949А: К-148 "Краснодар", введён в строй в 1986 году; К-132 "Иркутск" - 1987; К-119 "Воронеж" - 1988; К-173 "Красноярск" - 1989; К-410 "Смоленск" - 1990; К-449 "Челябинск" - 29.12.90; К-456 "Вилючинск" - 1991; К-266 "Орел" - 1992; К-186 "Омск" - 15.12.93; К-141 "Курск" - 20.01.95 (трагически погиб со всем экипажем 12 августа 2000 года); "Томск" - 1996. На стапеле достраивается "Белгород".
    В состав Северного флота вошли К-119, К-141, К-148, К-206, К-266, К-410, К-525 и "Томск". Остальные корабли несут службу на Тихом океане.
    В настоящее время лодки проекта 949 выведены в резерв. В то же время группировка подводных лодок проекта 949А является наряду с самолетами морской ракетоносной и дальней авиации Ту-22М-3 фактически единственным средством, способным эффективно противостоять ударным авианосным соединениям США. Наряду с этим боевые единицы группировки могут успешно действовать против кораблей всех классов в ходе конфликтов любой интенсивности, являясь при необходимости резервом решения стратегических задач в ходе ядерного конфликта.
    Прочный корпус двухкорпусной подводной лодки, выполненный из стали, разделен на 10 (на проекте 949 - на девять) отсеков. По бокам рубки, имеющей относительно большую протяженность, вне прочного корпуса расположено 24 спаренных бортовых ракетных контейнера, наклоненные под углом 40°.
    Энергетическая установка корабля имеет блочное исполнение и включает два реактора водо-водяного типа ОК-650Б (по 190 мВт) и две паровые турбины (98000л.с.) с ГТЗА ОК-9, работающие на два гребных вала через редукторы, снижающие частоту вращения гребных винтов. Паротурбинная установка расположена в двух разных отсеках. Имеется два турбогенератора ДГ-190 (2х3200 кВт).
    Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС. Корабль оснащен автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации, навигационным комплексом "Медведица-949М".
    Основное вооружение ракетного крейсера - 24 сверхзвуковых крылатых ракет комплекса П-700 "Гранит". Ракета ЗМ-45, снаряжаемая как ядерной (500Кт), так и фугасной боевыми частями массой 750 кг, оснащена маршевым турбореактивным двигателем КР-93 с кольцевым твердотопливным ракетным ускорителем. Максимальная дальность стрельбы 550км., максимальная скорость соответствует М=2,5 на большой высоте и М=1,5 - на малой. Стартовая масса ракеты - 7000 кг, длина - 19,5м., диаметр корпуса - 0,88м., размах крыла - 2,6м.
    Ракеты могут выстреливаться как одиночно, так и залпом (до 24 ПКР, стартующих в высоком темпе). В последнем случае осуществляется целераспределение в залпе. Обеспечивается создание плотной группировки ракет, что облегчает преодоление средств ПРО противника. Организация полета всех ракет залпа, допоиск ордера и накрытие его включенным радиолокационным визиром позволяет ПКР выполнять полет на маршевом участке в режиме радиомолчания. В процессе полета ракет осуществляется оптимальное распределение между ними целей внутри ордера. Сверхзвуковая скорость и сложная траектория полета, высокая помехозащищенность радиоэлектронных средств и наличие специальной системы отвода зенитных и авиационных ракет противника обеспечивают "Граниту" при стрельбе полным залпом высокую вероятность преодоления систем ПВО и ПРО авианосного соединения.
    Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды "Водопад" и "Ветер" на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533мм. и четыре 650мм. ТАТА, расположенных в носовой части корпуса. Суммарный боекомплект - 28 единиц вооружения.

Характеристики ПЛАРК проектов 949 / 949А
Надводное водоизмещение - 13400 / 14700 т., подводное водоизмещение - 22760 / 23860 т.
Длина - 143 / 154 м., ширина - 18,2 / 18,2 м., осадка - 9,0 / 9,2 м.
Максимальная скорость - 33уз.
Рабочая глубина погружения - 420м., предельная глубина погружения - 500м.
Автономность - 120 суток, экипаж - 130 человек.


    Для предотвращения крупномасштабной неядерной войны против нашей страны Российскому Военно-Морскому Флоту требуются силы, способные уничтожать или выводить из строя авианосные и надводные ракетные группировки ВМС НАТО или любого другого противника. В силу сложившихся реалий основу этих сил в обозримом будущем по-прежнему будут составлять подводные крейсеры проекта 949А. Однако комплекс "Гранит", созданный в 80-х годах, к нашему времени уже морально устарел. В первую очередь это относится к максимальной дальности стрельбы и помехозащищенности ракеты. Устарела и элементная база, положенная в основу комплекса. В то же время разработка принципиально нового оперативного противокорабельного ракетного комплекса в настоящее время не представляется возможной по экономическим соображениям. Единственно реальным путем поддержания боевого потенциала отечественных противоавианосных сил является, очевидно, создание модернизированного варианта комплекса "Гранит" для размещения на ПЛАРК 949А в ходе их планового ремонта и модернизации. По различным оценкам, боевая эффективность модернизированного ракетного комплекса, находящегося в настоящее время в разработке, должна повыситься приблизительно в три раза по сравнению с РК "Гранит", состоящим на вооружении. Перевооружение подводных лодок предполагается осуществлять непосредственно в пунктах базирования, при этом сроки и затраты по реализации программы должны быть минимизированы.
    В результате существующая группировка подводных лодок проектов 949 и 949А сможет эффективно функционировать до 2030-х годов. Ее потенциал ещё больше расширится в результате оснащения кораблей вариантом КР "Гранит", способным с высокой точностью поражать наземные цели при неядерном снаряжении.



    Rambler's Top100 Rambler's	 Top100         Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов   Каталог интернет ресурсов - ИнфоПитер   "LookUp". Ресурсы сети	 Интернет      
Используются технологии uCoz