«ЖЕЛЕЗО» |
МОРСКАЯ АВИАЦИЯ |
Термины / сокращения |
НА ПИРСЕ (форум) |
В КУРИЛКЕ (чат) |
БРОСИТЬ БУТЫЛКУ |
КНИГА ЗАМЕЧАНИЙ |
SubMen® Production © |
Меньше знаешь - крепче спишь! |
Впервые авиация в боевых действиях на море применялась в 1-ю мировую войну, и её влияние на ход борьбы на море оценивалось достаточно высоко. Она выполняла воздушную разведку, корректировку артиллерийского огня при стрельбе надводных кораблей по береговым объектам, наносила удары по надводным кораблям и военно-морским базам, а также вела борьбу с авиацией противника. В целях увеличения радиуса действия самолётов в море в русском и иностранных флотах использовались авиатранспорты (предшественники современных авианесущих кораблей). Они имели на борту несколько гидросамолётов, которые спускались с корабля на воду для взлёта и поднимались на корабль с воды после посадки. Первые подразделения Морской авиации в России были сформированы в составе Балтийского и Черноморского флотов в 1912-14 годах. В 1915-16 годах на вооружение поступили отечественные летающие лодки М-5 и М-9 Д. П. Григоровича, отличавшиеся высокими для того времени лётными характеристиками. Всего к началу 1917 русская морская авиация имела в своём составе 269 самолётов. Регулярные части советской морской авиации были созданы в 1918 и принимали участие в Гражданской войне, взаимодействуя с кораблями и войсками в боях под Петроградом, на Балтике, Чёрном море, на реках Волга, Кама, Северная Двина и Онежском озере. В 20-е гг. морская авиация перешла на единые с сухопутной авиацией формы организационной структуры. Её развитие осуществлялось в общем едином процессе развития ВВС. Специфичность боевого назначения и тесная связь морской авиации с флотом требовали реорганизации её управления. В 1935 соединения и части морской авиации были выведены из ВВС РККА и включены в ВМС РККА. С образованием 1 января 1938 Наркомата ВМФ определилось положение морской авиации как одного из основных родов сил флота. Морская авиация стала называться на первом этапе ВВС ВМФ, а в последующем - авиацией ВМФ. В середине 30-х гг. были созданы ВВС Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского и Северного флотов. Значение морской авиации особенно возросло к 1938-40, она стала одной из главных составных частей ВМФ СССР. Незадолго до начала 2-й мировой войны появились новые классы и подклассы самолётов: штурмовики, торпедоносцы, пикирующие бомбардировщики. В связи с этим создаются и новые роды сил морской авиации - штурмовая и минно-торпедная авиация. Штурмовая авиация предназначалась для поражения живой силы и техники, а также малых кораблей и транспортов в море и на базах, минно-торпедная - для уничтожения крупных надводных кораблей (преимущественно в море), конвоев и для постановки активных минных заграждений. В Великобритании, Японии и США морская авиация входила в состав флотов на правах самостоятельного рода сил. В период между мировыми войнами морская авиация ведущих зарубежных стран развивалась как авианосная, в СССР - преимущественно как базовая. В этот период в составе морской авиации иностранных государств произошли значительные изменения, в т.ч. и в соотношениях между различными родами авиации. Количественно состав авиации за этот период вырос в большинстве стран в 2 раза, качественные же изменения шли прежде всего по линии улучшения лётно-тактических свойств различных типов самолётов, в первую очередь увеличения скорости, продолжительности и высоты полёта, повышения мощности бомбового, торпедного, минного и огневого залпа, улучшения манёвренных и лётных качеств самолётов. Скорость полёта самолётов увеличилась более чем в 2,5 раза, практический потолок, бомбовый (торпедный, минный) залп и продолжительность полёта возросли в 1,5 раза. Торпедоносцы имели горизонт, скорость полёта 225-275 км/ч, потолок 4000-5000 м, хорошую манёвренность и вооружались 350-мм или 450-мм торпедой массой 600-1000 кг. Увеличились скорость и потолок истребительной авиации до 350-400 км/ч и 8-10 тыс. м соответственно. Истребители вооружались пулемётами (2-4) и пушками (1-2). Во 2-й мировой войне морская авиация была одной из гл. ударных сил на морских театрах военных действий. Действия морской авиации с авианосцев позволили не только повысить динамику и эффективность вооружённой борьбы на море, но и распространить воздушную и минную угрозу на обширные пространства океанских и морских театров. Значительным парком палубных истребителей и бомбардировщиков располагали США, Великобритания, Япония. К началу Великой Отечественной войны на вооружении авиации советских ВМФ состояли дальние торпедоносцы-бомбардировщики (ДБ-3, ДБ-ЗФ), бомбардировщики (СБ, ТБ-3, Ар-2), истребители (И-15бис, И-16, И-153, Як-1, МиГ-1), гидросамолёты (МБР-2, Че-2). Всего в составе авиации ВМФ имелось 2824 боевых самолёта. В ходе войны произошло её перевооружение. Основными типами самолётов стали торпедоносцы и бомбардировщики Ту-2 и Ил-4, пикирующие бомбардировщики Пе-2, штурмовики Ил-2, Ил-10, истребители Як-3, Як-7, Як-9, Ла-5, Ла-7. В ходе Великой Отечественной войны морская авиация советских вооружённых сил активно участвовала в решении боевых задач, возложенных на ВМФ, привлекалась к выполнению заданий командования на сухопутных фронтах. Лётчики морской авиации за годы войны произвели свыше 380 тыс. боевых вылетов, сбросили на врага св. 40 тыс. тонн бомб и 1371 торпеду, выставили 2428 мин, потопили 778 и повредили 800 кораблей с десятками тыс. солдат и офицеров противника и сотнями тысяч тонн различных грузов, что составляет 2\3 от общего количества потопленных и повреждённых кораблей противника всем ВМФ СССР; сбили в воздушных боях и уничтожили на аэродромах около 5500 самолётов противника. В августе 1941 морские лётчики под командованием Е. Н. Преображенского нанесли первые удары по Берлину. Важнейшими принципами применения морской авиации были концентрация усилий на главных направлениях и по важнейшим объектам, экономия сил, внезапность нанесения ударов, скрытность подготовки действий. В годы войны 57 соединений и частей морской авиации награждены орденами, 25 частей стали гвардейскими, 259 лётчикам присвоено звание Героя Советского Союза, пятеро удостоены этого звания дважды (Б.Ф.Сафонов, В.И.Раков, Н.В.Челноков, Н.Г.Степаняч, А.Е.Мазуренко). Из более чем 500 таранов, совершённых советскими лётчиками, 38 принадлежат лётчикам морской авиации. После войны на вооружение авиации ВМФ СССР стали поступать реактивные самолёты-торпедоносцы Ил-28 и Ту-14, реактивные истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, а также гидросамолёты Бе-6. Создаются новые роды авиации ВМФ - противолодочная и морская ракетоносная. Развитие авиации ВМС ведущих зарубежных стран направлено на повышение скорости и потолка летательных аппаратов, увеличение огневой мощи и совершенствование радиотехнического оборудования. В своём составе авиация ВМС этих стран насчитывала к концу 80-х гг. св. 10000 самолётов и вертолётов. Подразделения авиации ВМС предназначены главным образом для наступательных боевых действий на море самостоятельно или во взаимодействии с подводными лодками и надводными кораблями, а также для ударов по береговым объектам и содействия сухопутным войскам на приморских направлениях. Морская авиация нашей страны организационно состоит из ВВС флотов, являющихся оперативными объединениями, авиационных соединений, отдельных авиационных частей и подразделений. В США и Великобритании авиация ВМС по оперативной организации подразделяется на авиацию флотов и оперативных соединений, по повседневной организации - на корабельную, авиацию морской пехоты и берегового базирования (патрульная). Эти роды авиации ВМС состоят из авиационных крыльев, авиационных групп, эскадрилий и отрядов (звеньев). В 80-х гг. почти во всех странах чётко определилась тенденция к специализации - созданию самолётов и вертолётов для решения вполне определённых задач на море. Поэтому на вооружение морской авиации большинства стран принимаются специально созданные поисково-ударные системы для борьбы с подводными лодками, ударные системы для поражения надводных кораблей и самолётов, противоминные - для поиска и траления мин, разведывательные системы для выяснения морской обстановки и др. В развитии морской авиации наметилась тенденция повсеместного проникновения её на различные надводные корабли и суда обеспечения. Корабельная авиация в том или ином качестве находится на вооружении практически всех надводных кораблей водоизмещением от 3-4 тыс.т. Этому способствуют значительное усовершенствования вертолётов и самолётов с вертикальным (укороченным) взлётом и посадкой, которые делают морскую авиацию ещё более мощной силой флота. Современная морская авиация отличается универсальностью, манёвренностью, мобильностью. Она может решать задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами в сложных метеорологических условиях днём и ночью, в широком диапазоне высот и скоростей, полёта. Г.А. Кузнецов. ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ - предназначается для поиска, обнаружении и уничтожения подводных лодок (ПЛ) противника. Противолодочные самолёты (ПС) и противолодочные вертолёты (ПВ) подразделяются на базовые (береговое базирование) и корабельные (палубные). Базовые ПС осуществляют поиск и уничтожение ПЛ на большом удалении от береговой линии, а базовые ПВ в прибрежных водах. ПС и ПВ, базирующиеся на кораблях, действуют на значительном удалении от своей территории.Для поиска и обнаружения ПЛ в надводном положении используются РЛС, на небольших глубинах - РЛС, магнитометры (реагируют на изменение магнитного поля Земли, вызываемого корпусом ПЛ), газоанализаторы (улавливают небольшие концентрации выхлопных газов двигателей ПЛ). ИК аппаратура, реагирующая на перепад температур в кильватерной струе ПЛ и др. средства. Для обнаружения ПЛ на больших глубинах применяются сбрасываемые радиогидроакустические буи пассивного действия (улавливают шумы ПЛ и определяют её пеленг) и активного действия (определяют координаты ПЛ при помощи гидролокатора). Для поражения ПЛ самолёты и вертолёты имеют противолодочное оружие. Средства поиска ПЛ, навигации и прицеливания обычно объединяются в единую поисково-прицельную систему с использованием ЭВМ. Основные требования к ПС: большая дальность полёта, обеспечение длительного времени патрулирования (барражирования), а также небольшая скорость в режиме поиска ПЛ. Конструктивно ПС обычно выполняются по дозвуковой аэродинамической схеме, часто на базе пассажирских самолётов. В ряде случаев в качестве ПС используются гидросамолёты. В этом случае поиск ПЛ проводится с посадкой ПС на воду. Базовые ПС имеют максимальную скорость около 900 км/ч, скорость патрулирования около 350 км/ч, дальность полёта до 8000 км. Дальность полёта корабельных ПС около 5500 км. На ПВ, благодаря их способности работать на режиме висения, наряду с другими средствами применяются опускаемые гидроакустические станции (ОГАС), состоящие из погружаемой в воду на кабель-тросе акустической антенны, помещённой в обтекатель, и бортовой аппаратуры с индикатором. Радиус действия ОГАС 8-9 км. (существенно зависит от гидрологических условий). ОГАС может работать в двух режимах - шумолеленгования (определяет только пеленг ПЛ) и эхопеленгования (определяет пеленг и дальность до ПЛ). В режиме шумопеленгования обеспечивается скрытность наблюдения. Помимо ОГАС, на вертолётах применяются и магнитометры, которые позволяют обнаружить ПЛ подо льдом, а также отличить ПЛ, лежащую на грунте, от неметаллических подводных объектов. Если предусматривается возможность посадки ПВ на воду, то его нижняя часть имеет форму лодки (с необходимой герметизацией конструкции). На некоторых ПВ (с обычным фюзеляжем) устанавливают поплавки, наполняемые воздухом только при аварийной посадке на воду. Максимальная скорость полёта ПВ 270 км/ч, дальность полёта до 1300 км. С.Павлов. А.Савинов. Энциклопедия "Авиация".
ПРОТИВОЛОДОЧНОЕ ОРУЖИЕ авиационное - боевые средства для поражения подводных лодок с использованием авиационных носителей. К П. О. относятся глубинные бомбы, морские мины, противолодочные торпеды (ракеты).Авиационная глубинная бомба - боеприпас, состоящий из корпуса, обычного или ядерного заряда, гидростатического контактного или неконтактного взрывателя. Масса бомбы 30-650 кг, скорость погружения 7-12 м/с. Траектория глубинной бомбы, оснащённой гидролокатором и контактным взрывателем, корректируется с наведением на подводную лодку. Масса такой бомбы более 150 кг, скорость погружения до 20 м/с. Глубинные авиационные бомбы поступили на вооружение в период 1-й мировой войны, бомбы с ядерным зарядом - в конце 50-х гг. Авиационные морские мины - боеприпасы, создающие с помощью авиации взрывные заграждения мор. коммуникаций, портов, мор. объектов. Различают донные, якорные мины и мино-торпеды. Последние являются комбинацией якорной мины с торпедой. Торпеда размешается в герметичном контейнере, устанавливаемом на якоре. При прохождении подводной или надводной цели в зоне действия гидролокатора мины автоматически раскрывается контейнер и запускается двигатель торпеды. Она выходит из контейнера, ищет и поражает цель. Мор. мины с неконтактными взрывателями получили развитие в период 2-й мировой войны, активные мино-торпеды - в 70х гг. Авиационная противолодочная торпеда (ракета) - самодвижущийся самоуправляемый подводный снаряд, содержащий внутри обтекаемого прочного корпуса боевую часть (обычную или ядерную),тепловой, электрический или реактивный двигатель, комбинированный взрыватель, систему управления и самонаведения, источник энергии, а также тормозное устройство (парашют), действующее на воздушном участке траектории. Масса торпеды 130 - 500 кг, скорость хода до 110 км/ч, дальность до 11 км с глубиной действия до 900 м- Авиационные противолодочные торпеды получили развитие в период 2-й мировой войны и усовершенствованы в послевоенный период. А.Н.Зарубин. Энциклопедия "Авиация".
ПРИНЯТЫЕ В АВИАЦИИ СОКРАЩЕНИЯ
|