На главную К-2000
  «ЖЕЛЕЗО»                        
  МОРСКАЯ АВИАЦИЯ                   
  Палубная авиация              
       НА ПИРСЕ (форум)      
        В КУРИЛКЕ (чат)        
    БРОСИТЬ БУТЫЛКУ    
    КНИГА ЗАМЕЧАНИЙ   
Карта сайта



Rambler's Top100 Rambler's	 Top100



Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов
Каталог интернет ресурсов - ИнфоПитер
"LookUp". Ресурсы сети	 Интернет


SubMen® Production
©

Палубная авиация России

К-2000 'Электронный клуб моряков-подводников'

    Вся история развития палубной авиации в нашей стране - это история невезения. После Второй Мировой войны была принята новая программа кораблестроения, предусматривавшая постройку авианосцев. КБ Яковлева и Туполева были выданы задания на разработку палубных истребителей и бомбардировщиков. Спроектирован и построен был только один самолет-штурмовик Ту-91, оснащенный турбовинтовым двигателем. Самолет был готов уже после смерти Сталина, когда программа "большого флота" приказала долго жить. Попытки передать в ВВС эту неординарную и нужную машину успехом не увенчались. Никита Сергеевич Хрущев не жаловал не только флот, но и авиацию...
    А первым нашим палубным самолётом стал СВВП (самолёт вертикального взлёта и посадки) Як-38. Первый Як-З6 (позднее переименованный в Як-38) поднялся в воздух в 1964 г.
Як-38, первый СВВП     Разумеется, командованию ВВС он не приглянулся. По ТТХ он значительно уступал имевшимся на вооружении самолётам ВВС. В жертву "вертикальности" было принесено практически всё - от скорости до радиуса применения. А вот моряки ухватились за необычный летательный аппарат - не имея на кораблях ни катапульт, ни ВПП, они получали, пусть и не самый лучший, но, всё же реактивный самолёт. Доводка Як-36 шла с учетом требований ВМФ. В 1971 г. начались летные испытания доработанного Як-З6М, а в 1972 г. впервые в истории советского флота самолет совершил посадку и взлет на крейсер-вертолетоносец "Москва". Под обозначением Як-38, СВВП был принят на вооружение в 1975г. Самолёт производился серийно с 1974 по 1989 год на Саратовском авиационном заводе. Всего было построено 231 машин. Базировались самолеты на авианесущих крейсерах проекта 1143 (Киев). Типовой состав авиагруппы крейсера включал 15 Як-38, один двухместный Як-38 и 18 вертолетов Ка-25.
Знаменитый Харриер     Первый отечественный СВВП имел очень скромные боевые возможности даже по сравнению с его английским "одноклассником" - СВВП "Харриер", не говоря об американских горизонтально взлетающих палубных истребителях - бомбардировщиках. Но этот самолёт сыграл выдающуюся роль в истории ВМФ СССР, дав опыт практической эксплуатации самолета на корабле. Однако увлечение строительством больших авианесущих кораблей, вооруженных только СВВП и вертолетами, можно рассматривать как очередную глупость в военном строительстве. Обладая великолепными сухопутными машинами и достаточных размеров авианосцами, руководство флота не сделало давно напрашивающегося вывода: СВВП всегда будет уступать обычному самолёту. Тем более, будет уступать его первая ласточка.
    Ущербность боевых качеств первого палубного штурмовика была очевидной: так, к примеру, Як-38 никогда не предлагался на экспорт, хотя Индия в свое время закупила в Англии СВВП для вооружения авианосцев. (Индия была и остается одним из крупнейших в мире покупателей отечественной военной техники, и тем удивительней тот факт, что Як-38 индийцам даже не предлагали.)
Перспективный Як-141     В 1975 г. в ОКБ Яковлева начались работы по созданию полноценного боевого СВВП со сверхзвуковой скоростью полета - Як-141. В 1987 г. самолет совершил первый полет. Испытания самолета затянулись - вполне нормальное явление при разработке сложного авиационного комплекса с высокой степенью технического риска. Нет никаких сомнений в том, что Як-141 стал бы вехой не только в отечественном, но и в мировом самолётостроении. Но, в 1991м году СССР не стало...
    Маятник качнулся в другую сторону - к полному отрицанию СВВП. Будем делать как американцы! А ведь американцы так и не смогли создать ни одного СВВП! Они купили у англичан лицензию на Харриер, и до сих пор его делают! После снятия СВВП в 1991 г. с вооружения пошли на слом три из четырех крейсеров проекта 1143, на четвертом - "Адмирале Горшкове" - разместили вертолеты, а на авианосце "Адмирал Кузнецов" базировались "нормальные" самолеты. Получилось, что для Як-141 на кораблях места уже не было. В этих условиях дальнейшие работы по нему были свернуты. А ведь именно сегодня СВВП получили новую нишу в палубной авиации. В последние годы во всем мире резко повысился интерес к малым авианосцам - носителям СВВП, и в этих условиях конкурентов у "Харриера" нет. Имей Россия на вооружении хотя бы несколько сверхзвуковых Як-141 - и англичане не продавали бы и половины от того, что продают сейчас.
    Возможность базирования СВВП на переоборудованных торговых судах позволяет в случае необходимости быстро увеличить количество авианесущих кораблей, что особенно актуально для отечественного флота, поэтому полный отказ от самолетов вертикального взлета и посадки (тем более таких, как Як-141) представляется, мягко говоря, непродуманным.
    Начавшееся в начале 70-х годов проектирование авианосца проекта 1160 вновь поставило вопрос о создании самолетов катапультного взлета. ОКБ Микояна предложило модифицировать МиГ-23,ОКБ Сухого - Су-24. Работы по авианосцу то прекращались, то возобновлялись; неудивительно, что авиаконструкторы не испытывали большого энтузиазма в сложившейся обстановке и предпочитали делать изделия для проверенного заказчика - ВВС. Но, не смотря на это, в ОКБ Сухого велось проектирование целого семейства палубных самолетов под шифром "Буран" - истребителя-перехватчика "Молния", штурмовика "Гроза" и разведчика "Вымпел".
Су-27, обыкновенный     Неясность перспектив авианесущих кораблей в СССР (первоначально даже крейсер "Адмирал Кузнецов" планировалось вооружить СВВП Як-141) привела к сворачиванию программы специализированных корабельных самолетов и на фирме Сухой. Для вооружения кораблей решили сделать морской вариант Су-27. Заметим, что трудно разрабатывать авиационный комплекс для неизвестно какого корабля, который непонятно когда будет (или не будет) построен.
Су-33     Неудивительно, что уже на этапе эскизных разработок руководство фирмы Сухой отказалось от работ по теме "Буран" в пользу менее дорогостоящих разработок корабельного Су-27. Этим же путём шли и американцы - почти все их палубные машины - бывшие сухопутчики. Работы над Су-27К началась в 1984 г., а в 1989 г. летчик-испытатель Виктор Пугачев впервые в истории отечественного флота совершил посадку на палубу ТАКР "Тбилиси". Государственные испытания палубного истребителя завершились в 1994 г., и под обозначением Су-33 самолет принят на вооружение.
Cу-33 взлетает с ТАКРа     На сегодняшний день - Су-33 лучший в мире палубный истребитель. И, видимо, останется им надолго. Вряд ли, что JSF превзойдет Су по летным характеристикам и боевой эффективности. Отличие Су-33 от Су-27, поставляемых ВВС, состоит в некотором изменении аэродинамических форм, возможность дозаправки в воздухе и вооружении - он может нести управляемые ракеты класса "воздух-поверхность". Основным назначением самолета (также, как и назначение ТАКР "Адмирал Кузнецов") является обеспечение ПВО корабельного соединения. В первом дальнем походе единственного российского авианосца, состоявшемся в 1996 г., на его борту находилось 15 истребителей Су-33, один Су-25УТГ, 11 вертолетов Ка-27 и один вертолет ДРЛО Ка-31. К ТАКР "Адмирал Кузнецов" приписан полк морской авиации, имеющий на вооружении 24 истребителя Су-33.
МИГ-29К на палубе     Су-33 разрабатывался на конкурсной основе - ОКБ Микояна пошли похожим путем и сделали палубный вариант истребителя МиГ-29. И если первая посадка на палубу корабля связана с фирмой Су, то первый взлет - с МиГ-29К. Токтар Аубакиров взлетел с "Тбилиси" 1 ноября 1989 г. - в день исторической посадки Пугачева. До 1991 г. было построено два опытных МиГ-29К, но в 1993 г. финансирование программы прекратилось. На вооружение палубной авиации ВМФ России МиГ-29К так и не поступил.
Су-25УТГ садится     В качестве учебной машины используются несколько самолетов Су-25УТГ. Первую машину переделали на заводе в Улан-Удэ из двухместного варианта штурмовика Су-25 в 1988 г.
    Перспективы развития палубной авиации России зависят от будущего ВМФ. Страна, в конце концов, должна определится, нужен ей флот или нет. А если нужен - то какой. И решение нужно взвешенное - отличное от обычных наших "кинжальных" решений, которые нанесли вреда флоту и авиации больше, чем все войны вместе взятые.
    Если политическое руководство страны решит строить авианесущие корабли, то, видимо, не стоит класть все яйца в одну корзину. Что и говорить, Су-33 хорош, но он тяжёл и дорог. Имеет смысл возобновить программу по постройке и принятию на вооружение и МиГ-29К. Второй тип корабельного самолета позволит избежать монополизма в разработке палубных истребителей, а меньшие размеры микояновской машины позволяют разместить на авианосце большее число истребителей. Хотя МиГ-29 несколько уступает Су-33 по боевой эффективности, принятие на вооружение этого самолета не уменьшит возможностей корабельной авиагруппы. Послевоенный опыт применения авианосцев показывает, что их самолеты воевали с противником, сильно уступающим по технической оснащенности, и эта тенденция сохраняется и сегодня. А возможностей МиГ-29 будет вполне достаточно, чтобы "продемонстрировать силу" истребителям с американских авианосцев.
    Узким местом авиагруппы российского авианосца является проблема ДРЛО; размещение на его борту специализированных вертолетов Ка-31 не решает проблему в целом, поскольку вертолет уступает по эффективности самолету ДРЛО (меньшее время патрулирования и меньшая дальность обнаружения целей). Работы по созданию самолета радиолокационного дозора велись в ОКБ им. А.С.Яковлева, но были прекращены в связи с общим развалом оборонной промышленности. Пока ещё возможности отечественных авиационных фирм позволяют сделать палубную машину любого назначения. Дело за политическим решением.

Используются технологии uCoz