K-2000: ЗИП: Справочник по подводным лодкам: Проект 627А
ПРОЕКТ 627А
22 октября 1955г. Совет Министров СССР принял постановление о разработке на основе
АПЛ проекта 627 серийной атомной подводной лодки проекта 627А (шифр "Кит"). При
сохранении основных технических решений, оборудования и главной энергетической установки,
новые субмарины должны были иметь повышенную живучесть и надежность,
усовершенствованное штурманское вооружение. Для создания более благоприятных условий работы ГАС
"Арктика-М" ее антенну разместили в килевой части носовой
оконечности в специальном наплыве. Над торпедными аппаратами установили антенну
шумопеленгаторной станции МГ-10.
Весной 1956 г. в СКБ-143 был разработан технический проект усовершенствованного корабля, а
осенью того же года была завершена переработка рабочих чертежей и
эксплуатационной документации. В 1955г., не дожидаясь результатов испытания первого
атомохода и завершения проектных работ, в Северодвинске развернулись работы
по строительству серии из 12 кораблей проекта 627А. Первая АПЛ - К-5 - была заложена
в августе 1956г., спущена на воду в сентябре 1958г., а вошла в строй Северного флота
27 декабря 1959г. В ходе испытаний К-5, при мощности энергетической установки,
составляющей 80% от номинальной, была достигнута самая высокая в мире скорость
длительного подводного хода - 28 узлов. Расчеты показывали, что при
выходе на максимальную мощность скорость должна была достичь 30 узлов.
Характеристика АПЛ проектов 627А
Длина наибольшая 107,4м; Ширина наибольшая 7,9м; Средняя осадка 5,7м
Водоизмещение: нормальное 3101м3 Запас плавучести 30%; Предельная глубина погружения 300м
Полная скорость подводного хода 30уз.; Надводная скорость 15 уз.
Автономность 50 суток; Экипаж 110 человека.
Вслед за К-5 в состав Северного флота 31 августа I960г. вошла вторая
однотипная лодка - К-8. Затем последовали К-52 (23 декабря 1961 г.), К-21
(23 декабря 1961г.), К-11 (23 декабря 1961г.), К-133 (16 октября 1962г.),
К-181 (16 октября 1962г.), К-115 (30 декабря 1962г.), К-152 (4 ноября 1961г.),
К-42 (4 ноября 1963г.) и К-50 (20 декабря 1963г.). Экипажи для первых
серийных атомоходов формировались в Ленинграде на базе дивизиона
строящихся ПЛ 615-го проекта. В конце 1957 г. дивизион строящихся АПЛ был
переведен в Северодвинск. Офицеры электромеханических боевых частей,
а также командиры лодок проходили стажировку в Обнинске.
Первым местом базирования атомоходов стала Западная Лица, где началось формирование бригады АПЛ.
В августе 1961г. разросшаяся бригада была реорганизована в две дивизии.
Все лодки проектов 627 и 627А вошли в состав дивизии с тактическим
номером "3" (дивизия "31" укомплектовывалась лодками 658-го
проекта). По системе натовской индексации кораблям проектов 627 и 627А
было присвоено обозначение November.
Первоначально надежность лодок проекта 627 и 627А была относительно низкой. Причина
этого крылась в первую очередь в низком ресурсе парогенераторов главной
энергетической установки. Уже через несколько сот часов работы в трубных пучках парогенераторов
возникали микроскопические трещины, сквозь которые вода из первого контура попадала во второй
контур, повышая в нем уровень радиоактивности. Недостаточная надежность ГЭУ не позволила
использовать атомоходы проекта 627А во время Карибского кризиса осенью 1962г.,
хотя в составе Северного флота имелось к тому времени уже шесть АПЛ проектов 627 и 627А.
Однако постепенно, по мере "доводки" техники и освоения ее личным
составом, надежность атомоходов первого поколения повышалась. Уже в 1961г. четыре АПЛ
проектов 627 и 627А под командованием Л.М.Жильцова, В.П.Рыкова, В.И.Зверева
и В.Л.Березовского выполнили арктический поход, при этом К-52 (В.П.Рыков) прошла под
ледяным панцирем 516 миль, а К-3 (Л.М.Жильцов) достигла 82-й широты.
Продолжительное подледное плавание совершила лодка проекта 627А К-21 (В.Н.Чернавин),
прошедшая в 1962г. подо льдом 1700 миль. При этом попутно отрабатывалась тактика подледного
плавания, методика ориентирования в подледном пространстве, а также всплытия в полыньях.
Все это позволило постепенно приступить к привлечению лодок 627-го проекта к
несению т.ч. боевой службы - слежению за морскими носителями ядерного оружия потенциального
противника и поддержанию постоянной готовности к нанесению по ним, в случае получения
соответствующего приказа, упреждающего удара. Несение боевой службы - как особый вид
деятельности кораблей ВМФ - начало практиковаться с 1961г. На первом
этапе для этого использовались дизель-электрические подводные лодки и надводные корабли.
В 1965г. первый выход для слежения за американскими ракетоносцами и авианосцами выполнили
советские АПЛ.
Впервые удачный поиск и относительно длительное слежение за "фактическим противником"
- ударным авианосцем "Саратога" - осуществила в Атлантике в 1965г. К-181
(капитан 1 ранга Б.С.Борисов). Советская АПЛ в течение четырех суток сидела
"на хвосте" у американского корабля. Увеличение интенсивности боевой службы и
задействование атомных подводных лодок быстро принесло свои плоды:
если в 1964г. дизель-электрическими подводными лодками в ходе БС было
достигнуто 16 обнаружений подводных целей, то в 1965г., когда "на сцену"
вышли атомные подводные лодки 627-го проекта, число обнаружений возросло до 42.
Однако следует признать, что АПЛ первого поколения не предназначались для охоты за
субмаринами противника: была велика их шумность, гидроакустическое оборудование
имело относительно низкие характеристики. Поэтому контакты с американскими атомными подводными
лодками имели, как правило, кратковременный характер, и длительного слежения за ними
установить не удавалось. В то же время следует заметить, что и американский флот, располагая к
середине 1960-х гг. специализированными малошумными противолодочными АПЛ
типа "Трешер", также не смог обеспечить регулярное слежение за советскими
ракетными атомоходами 1-го поколения, обладавшими относительно высокой шумностью.
АПЛ 627-го проекта совершили ряд дальних походов, вписав яркие
страницы в историю отечественного и мирового подводного мореплавания. Эти походы имели,
помимо прочего, и огромное морально-политическое значение: советский флот впервые
доказал на деле, что может противостоять на равных флотам США и Великобритании.
В сентябре 1963г. АПЛ К-115 (командир - капитан 2 ранга Р.Дубяга, старший похода -
капитан 1 ранга В.Кичев) совместно с К-178 (проект 658М) совершила подо льдами
Северного Ледовитого океана переход на Тихоокеанский флот, пройдя за шесть суток 1600 миль.
В том же 1963г. К-181 (капитан 2 ранга Ю.А.Сысоев, руководитель похода -
командующий СФ адмирал В.А.Касатонов) выполнила очередной высокоширотный поход, всплыв 29
сентября на Северном полюсе. Для проверки возможности использования атомоходов в южных
широтах АПЛ К-133 в 1963г. совершила поход в экваториальные районы Атлантики. Этот опыт
пригодился в 1966г., когда К-133 (командир - капитан 2 ранга Л.Н.Столяров) из состава 3-й
дивизии подводных лодок Северного флота совместно с ракетоносцем К-116
совершила "кругосветный" переход на ТОФ через Атлантический
и Тихий океаны, пройдя в подводном положении за 54 суток почти 20 000 миль.
Подготовка к выполнению столь сложного задания была проведена в рекордно короткие сроки:
в течение месяца моряками были отработаны три курсовые задачи. В 1966 г. К-14 (командир
- капитан 1 ранга Д.Н.Голубев) совершила 17-суточный переход подо льдами Арктики, проложив
трассу, по которой в дальнейшем осуществлялась перегонка атомоходов европейской постройки
на Тихоокеанский флот. Несколько позже движение в обратном направлении освоили
и "комсомольские" лодки новых проектов.
В 1968г. очередной подледный переход на ТОФ выполнила и К-42 (капитан 2 ранга В.И.Заморев),
прошедшая под арктическими льдами совместно с К-55 (проект 658М). Этот поход отличался от
предшествующих тем, что лодки несли на борту штатное ядерное оружие. В
то же время служба АПЛ проекта 627А сопровождалась не только успехами, но и трагедиями.
Это было, к сожалению, неизбежной платой за освоение нового (трагедий с
человеческими жертвами не избежали также ни американские, ни китайские подводники-атомники).
12 апреля 1970 г. во время крупномасштабных учений "Океан" затонула К-8. Корабль
специально не готовился к участию в этих учениях, он завершил боевую службу в Средиземном море.
Пополнив запасы продовольствия и средств регенерации с надводного корабля, К-8
согласно первоначальному плану в подводном положении прошла Гибралтарский пролив и вышла в
Атлантику, где и получила 7 апреля приказ следовать в заданный район
для участия в учениях. В дальнейшем корабль на связь не выходил. 8 апреля в 21.30
в Бискайском заливе, нескольких сотнях миль от берегов Испании, на борту лодки в 3-м отсеке
возник пожар, вызванный возгораниями патронов регенерации.
Сработала система аварийной защиты реактора, и корабль, всплывший в надводное положение, остался
практически без электроэнергии. Дизель-генераторы из-за неисправности использовать не
удалось. На вторые сутки был израсходован запас воздуха, что затруднило выравнивание
дифферента и поддержание плавучести. Экипаж боролся за живучесть корабля более трех суток,
однако спасти К-8 не удалось. В седьмой и восьмой отсеки начала поступать забортная вода.
12 апреля в 6.18 лодка затонула на глубине 4680м, унеся с собой жизни 52 членов
экипажа. Часть людей была эвакуирована на советские суда, подошедшие к месту аварии.
Все лодки проекта 627А были выведены в резерв и списаны в 1989 - 1992 гг. К-115, К-14,
К-42, К-133 и К-181 завершили свою службу на Тихом океане, остальные - на Северном флоте.