Перейти к разделу 'Подводные лодки' "К-2000: "ЖЕЛЕЗО": История подводного флота России
А.Вырский, В.Ульянов
Москва - Санкт-Петербург, январь 2002 года.

РПКСН (ПЛАРБ)
Подводные лодки со стратегическими баллистическими ракетами.


    Проект 629
Ракетная ДЭПЛ 629 проекта     В мае 1954 года Главное управление кораблестроения ВМФ выдало ЦКБ-16 тактико-техническое задание на разработку технического проекта ракетной подводной лодки. Оно предусматривало максимум унификации с торпедными ПЛ проекта 611 и более современной - проекта 641. Последняя и была взята в качестве базовой.
    Эскизное проектирование, выполненное под руководством главного конструктора лодки Н.Н. Исанина выявило "полную несостоятельность требований ТТЗ 1954", что особенно проявилось в разделе, посвященном ракетному вооружению. 11 января 1956 года было утверждено новое техническое задание на ПЛ и ракетный комплекс Д-2, содержавшее радикально переработанные требования. Чтобы ускорить ввод в строй новых ракетных лодок, Исанин предложил проектировать субмарину под комплекс Д-1, но заложить возможности для дальнейшей модернизации под более мощные ракеты. Такой путь позволял не ждать результатов завершения испытаний ракетного вооружения, а развернуть работы немедленно. Предложение было принято.
Схема подлодки 629А проекта     Архитектура ПЛ проекта 629 отличалась рядом особенностей, обусловленных, в первую очередь, необходимостью разместить ракетные шахты в специальном отсеке. Для понижения центра тяжести и обеспечения положительной остойчивости лодки при всплытии, прочный корпус ракетного отсека впервые был выполнен в форме "восьмерки", в виде двух пересекающихся на распорной платформе цилиндров. Длинное, высокое и широкое ограждение кроме прочной рубки и выдвижных устройств закрывало и верхние части шахт. Конструктивно ПЛ делилась на восемь отсеков.
    Строительство двух головных лодок началось в 1957 году в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В конце 1958 года они были представлены на испытания. Одновременно развернулось серийное строительство ПЛ проекта 629. В 1959 г оду советский ВМФ получил первую ракетную подводную лодку специальной постройки проекта 629 с дизель-электрической энергетической установкой. К началу 1960 года Северный флот получил пять ракетных лодок, а Тихоокеанский флот - две. Всего же их построили 22 единицы. До принятия на вооружение ракет Р-13, три лодки, сданные к тому времени, несли по три Р-11ФМ. Была построена одна лодка по проекту 629Б. Она создавалась и строилась в качестве опытной для отработки новой ракетной техники и после вступления в строй входила в состав Северного флота.
    С одной из лодок этого типа 20 октября 1961 года впервые на Новоземельском полигоне была запущена морская баллистическая ракета с термоядерным зарядом мегатонного класса.
    Как и Р-11ФМ ракета Р-13 могла быть запущена только из надводного положения (время старта первой ракеты после всплытия составляло 4 минуты), что значительно снижало боевую ценность новых подводных лодок.
Баллистические ракеты Р11ФМ(R11FM)1959, Р-13(SS-N-4)1960, Р-21(SS-N-5)1963     В июле 1962 года было принято решение модернизировать лодки с целью установки ракетного комплекса Д-4 с ракетами Р-21 (проект 629А). При разработке этого проекта исходили из необходимости максимального сокращения объема всех работ. Основные изменения коснулись четвертого отсека и междубортного пространства в районе этого отсека. Пришлось установить новые шахты. В кольцевом зазоре четвертого отсека установили балластные цистерны, предназначенные для удержания лодки на глубине в момент старта ракет. Ракеты устанавливались в шахты в заправленном состоянии, где они могли находиться до трех месяцев. По истечении этого срока их необходимо было выгружать для проверки технического состояния. Стрельба производилась с глубины до 50 м, при волнении моря до 5 баллов и скорости подводной лодки до 4 узлов. Время между стартами первых двух ракет составляло около 5 минут.
    Из переоборудованных лодок проекта 629А, одна, К-129 Тихоокеанского флота, погибла (как полагают, причиной ее гибели стало столкновение с американской ПЛА "Суордфиш", следившей за советской субмариной), а шесть лодок были переведены на Балтику, где находились в боевом строю до конца 80-х годов. во время боевого патрулирования 8 марта 1968 года.
    Несмотря на то, что ТТХ дизельных лодок были значительно хуже, чем у АПЛ, несмотря на то, что большую часть времени ДЭПЛ вынужден проводить на поверхности, корабли проекта 629 сыграли огромную роль на первом этапе ядерного сдерживания. Не имея возможности создать в короткий срок многочисленный атомный ракетоносный флот, наша страна получила необходимую отсрочку для работ в этом направлении. И, несмотря на относительно низкие возможности первого отечественного ракетоносца, он отвлекал на себя достаточное количество сил условного противника. Достаточно сказать, что во время одной из боевых служб, поиск корабля проекта 629 осуществляло больше полутора сотен американских кораблей и самолётов.

    Проект 658
Атомная подводная лодка с баллистичекими ракетами проекта 658     Для сокращения сроков реализации программы, а также снижения технического риска при создании принципиально нового класса боевых кораблей было решено разработать первую советскую ПЛАРБ на основе конструкционных решений, реализованных на торпедной атомной подводной лодке проекта 627. Собственно, новую субмарину можно было рассматривать как модификацию лодки "Ленинский комсомол" с врезанным в корпус дополнительным ракетным отсеком.
    Партийно-правительственное постановление о создании атомной ракетной подводной лодки проекта 658 вышло 26 августа 1956 года. Проектирование корабля было поручено ЦКБ-18 (впоследствии - ЦКБ "Рубин"). Разработка конструкторской документации началась в сентябре 1956 года, работы велись под руководством главного конструктора С.Н.Ковалева.
    Работы по созданию первой советской ПЛАРБ развернулись практически одновременно с аналогичными работами в США, где в 1956 году началась реализация программы "Поларис". Однако если в Советском Союзе подводную лодку проекта 658 рассматривали как своего рода синтез уже существующих технологий, то американский флот создавал принципиально новую систему оружия, в основе которой лежала не имеющая аналогов малогабаритная твердотопливная баллистическая ракета с подводным стартом, обладающая значительно большими возможностями, чем ее советский аналог. Малые габариты "Поларисов" (длина - 8,68 м, диаметр - 1,37 м), а также более простое и компактное пусковое устройство позволили разместить на "Джордже Вашингтоне" 16 ракет (два ряда по восемь шахт).
    "Генетическая связь" проекта 658 с проектом 627, обусловившая относительно малую ширину прочного корпуса корабля, а также солидные габариты отечественных баллистических ракет, громоздкие и сложные стартовые устройства (разрабатывавшиеся по нормам проектирования артиллерийских установок для тяжелых надводных кораблей), допускали размещение ракетных шахт на лодке лишь в один ряд. Три ракеты расположили в ограждении рубки, которая в результате этого получила необычайно крупные, весьма далекие от оптимальных (с точки зрения гидродинамики) габариты.
    Из-за требований обеспечения высокой мореходности в надводном положении, во время предстартовой подготовки и пуска ракет, пришлось отказаться от торпедообразной формы носовой оконечности лодки и вернуться к традиционным "корабельным" обводам. По сравнению с американским аналогом первый советский ракетный атомоход обладал более высокой скоростью подводного и надводного хода, увеличенной глубиной погружения, а также лучшей боевой живучестью, уступая американской ПЛАРБ по уровню скрытности, а также характеристикам информационных средств. Весьма существенно проигрывал проект 658 и по такому важнейшему показателю, как отношение массы ракетного вооружения к тоннажу корабля. Если на "Джордже Вашингтоне" на каждую тонну ракет "Поларис" А1 приходилось не многим более 30т. водоизмещения, то на советской лодке эта величина возрастала почти до 130т. Строительство первых отечественных ракетных атомоходов было начато в Северодвинске, на 402 заводе. Первая подводная лодка 658 проекта, К-19, была заложена 17 октября 1958 года. Ее спуск на воду состоялся 8 апреля 1959 года, а вступление в строй - 12 ноября 1960 года. В ходе испытаний при 80% мощности реактора была достигнута подводная скорость 23,8 узла, что, в пересчете на 100-процентную мощность, обеспечивало достижение полного хода 25,9 узла.
    В течение шести лет была успешно реализована широкомасштабная, уникальная для отечественного оборонного комплекса, программа строительства серии из восьми атомных ракетоносцев, несущих в общей сложности 24 баллистических ракеты с мощными термоядерными боевыми частями.
    Однако следует признать, что на фоне стремительного роста американского ядерного ракетного подводного флота успехи советских кораблестроителей выглядели довольно скромно: с 30 декабря 1950 года по 29 мая 1964 года ВМС США ввели в строй 20 ракетоносцев (пять типа "Джордж Вашингтон", пять - "Этан Аллен" и 10 - "Лафайетт") с 320 баллистическими ракетами "Поларис" А-1 и А-2 на борту. При этом все американские ракеты имели подводный старт и обладали максимальной дальностью 2200-2800км.
    ПЛАРБ проекта 658 относилась, как и другие отечественные АПЛ, к двухкорпусному типу. Прочный корпус разделялся на 10 отсеков. Запас плавучести составлял 31 процент. Уже в ходе серийной постройки часть лодок получила шумопоглощающее покрытие наружной обшивки, выполненное из специальной резины и затруднявшее слежение за кораблем ГАС противника, работающих в активном режиме (следует заметить, что подобные покрытия были внедрены на советском флоте впервые в мире). Впрочем, покрытия первого поколения оказались не очень прочными, и к началу 1970 годов почти все лодки 658 проекта плавали "ободранными".
    Корабль имел главную энергетическую установку мощностью 35000л.с., включающую два водо-водяных реактора ВМ-А по 70мВт (размещенных последовательно друг за другом вдоль продольной оси корабля в средней части корпуса) с парогенераторами и два турбозубчатых агрегата 60-Д.
    Торпедное вооружение ПЛАРБ состояло из четыре носовых 533мм торпедных аппаратов (боекомплект - 16 торпед СЭТ-65, 53-65К и 53-61) и двух 400мм кормовых малогабаритных ТАТА (6 торпед). 400мм аппараты, предназначенные для стрельбы противолодочными торпедами служащими для самообороны, обеспечивали стрельбу на глубинах до 250м., а 533-миллиметровые могли использоваться на 100-метровой глубине.
    Для отрыва от противника лодка могла использовать приборы гидроакустического противодействия МГ-14, выстреливаемые из торпедных аппаратов. В 1967 г. на смену МГ-14 пришел более совершенный самоходный прибор акустических помех МГ-24, имевший массу 7кг., глубину использования 30-40м. и время непрерывной работы 30 минут. Лодки проекта 658 оснащались ракетным комплексом Д-2 с тремя баллистическими ракетами Р-13 (4К50, западное обозначение SS-N-4 Sark) с надводным стартом - первыми в мире специализированными БР, предназначенными для вооружения подводных лодок. ТТЗ на разработку комплекса было утверждено 11 января 1956 года. Первоначально работы велись НИИ-88 под руководством С.П.Королева, в дальнейшем тема была передана в СКБ-385, возглавляемое В.П.Макеевым. Одноступенчатая ракета со стартовой массой 13700кг. несла отделяемую ГЧ, снаряженную мощным (1Мт) термоядерным зарядом. Дальность пуска составляла 650км., круговое вероятное отклонение (КВО) равнялось 4км., что обеспечивало поражение лишь площадных целей (в первую очередь - крупных городов, находящихся на побережье противника, а также военно-морских баз). Двигатель ракеты работал на "тонке" - горючем ТГ-02 (смесь ксилидина и триэтиламина) и окислителе АК-27И (раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте). Так как использованная пара компонентов топлива, самовоспламеняющаяся при соединении, являлась источником повышенной пожарной опасности, было решено хранить в шахте ракету, заправленную только окислителем. Горючее размещалось в специальных емкостях (отдельно для каждой из трех ракет) вне прочного корпуса подводной лодки и подавалось на ракету в ходе предстартовой подготовки.
Пуск баллистической ракеты с АПЛ 658 проекта Длина наибольшая - 114,0м. Ширина наибольшая - 9,2м. Средняя осадка - 7,5м.
Водоизмещение нормальное - 4030т., полное - 5300т.
Предельная глубина погружения - 300м. Рабочая глубина погружения - 240м.
Полная скорость подводного хода - 26 узлов. Надводная скорость - 18 узлов.
Автономность - 50 суток. Экипаж - 104 человек.

    Две первые подводные лодки проекта 658 вступили в состав Северного флота и в 1960-1961 годах были направлены на базу Западная Лица, где вместе с торпедными АПЛ проекта 627А образовали бригаду. В январе 1962 года на основе этой бригады была развернута 1-я флотилия подводных лодок, состоящая из двух дивизий - 3-й (лодки проекта 627А) и 31-й (ПЛАРБ 658 проекта). В 1964 году дивизия атомных ракетоносцев была переведена в Гаджиево (губа Сайда, бухта Ягельная) в состав 12-й эскадры, впоследствии преобразованной в 3-ю флотилию атомных подводных лодок. Появление в составе советского флота первых атомных ракетоносцев, разумеется, не осталось незамеченным для американской военно-морской разведки. Вскоре новый кораблям была присвоена кодовая "кличка" НАТО - Hotel. В 1963 и 1968 годах лодки К-178 и К-55 были переведены на ТОФ, где несли боевую службу в составе 45-й дивизии атомных подводных лодок, базирующейся на Камчатке (к 1970 году их модернизировали по проекту 658М).
    "Тихоокеанские" лодки К-178 и К-55 на судоремонтном заводе в Большом Камне (Приморье) в 1970-х годах были переоборудованы в торпедные АПЛ проекта 658Т. В 1977 году эти лодки вновь подверглись переоборудованию: по проекту 658У (КС) их трансформировали в корабли связи. При этом торпедное вооружение было сохранено, однако торпедный боекомплект уменьшен.
    Несмотря на высокую шумность, устаревшее оборудование, относительно низкие условия обитаемости и ряд других недостатков, лодки проекта 658М в 70-х годах продолжали оставаться вполне боеспособными боевыми единицами флота, успешно решающими поставленные перед ними задачи. Патрулируя в непосредственной близости от побережья США (иногда члены экипажей в перископы могли наблюдать берега Новой Англии), эти корабли обеспечивали размещенным на них ракетам крайне малое подлетное время, что затрудняло потенциальному противнику организацию мер противодействия ракетному удару (хотя и делало возвращение ПЛАРБ к родным берегам после выполнения боевой задачи делом весьма маловероятным).
    Служба ПЛАРБ проекта 658М продолжалась до 1988-1991 годов. Головная лодка этого проекта К-19 (получившая на флоте за крайнюю невезучесть кличку "Хиросима") спустила военно-морской флаг последней, в 1991 году.

    Конечно, первый наш атомный ракетоносец проекта 658 сильно уступал своему заокеанскому визави. Но, вместе с дизельными ракетоносцами, он сильно портил жизнь американскому флоту. Для борьбы с советскими подводными лодками американцы и их союзники начали создавать системы контроля за их передвижением. В соответствии с программой "Цезарь", осуществление которой началось в конце 50-х годов, ВМС США разместили на континентальном шельфе вдоль восточного побережья своего континента, на Гавайских островах и подводных возвышенностях мирового океана сеть гидрофонов-обнаружителей. В последствии ее значительно расширили и модернизировали, что позволило успешно решать задачи слежения за подводными объектами.
    В 60-х годах развернута система СОСУС, задачей которой стало обнаружение советских подлодок в Атлантике. Для предотвращения их прорыва из Баренцева моря в Северную Атлантику был создан противолодочный барьер. Между Гренландией, Исландией и Шетлендскими островами установлена сеть гидрофонов. Это пространство постоянно контролируется противолодочной авиацией и подводными лодками США и стран НАТО.
    Внедрение в жизнь новых теоретических разработок позволило значительно расширить арсенал средств обнаружения субмарин. Противолодочные силы получили на вооружение магнитометры, а также устройства, реагирующие на изменение температуры воды при прохождении подводного объекта с большой массой. Кроме того, для поиска подводных лодок постоянно используются специальные поисковые группы надводных кораблей и авиации.

    Чтобы прорвать такой эшелон сил и средств нужны были новые лодки. С конца пятидесятых прорабатывались предэскизные и эскизные проекты кораблей второго поколения, значительно менее шумных и гораздо более совершенных.

    Проект 667
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения 667А проекта     В 1967 году в состав советского ВМФ поступил первый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667А шифр Навага. Этот подводный ракетоносец имел энергетическую установку с двумя ядерными реакторами и двухвальную схему, позволявшую развить скорость подводного хода до 30 узлов, но усложнявшую управление лодкой и отрицательно влиявшую на ее акустические характеристики. Однако другого пути не было. Конструкторы учитывали, что субмаринам придется нести свою службу в тяжелых ледовых условиях Арктики, где в основном базировались стратегические ракетоносцы. К тому же Советский Союз, в отличие от США, не имел сети военно-морских баз, разбросанных по всему миру. В связи с этим и было выдвинуто требование дублирования всех жизненно необходимых систем подводных лодок. Их вооружение составляли 16 баллистических ракет Р-27 и шесть торпедных аппаратов калибра 533мм с многоцелевыми торпедами. Впервые на ракетных подводных лодках был реализован способ ракетной залповой стрельбы.
    Перечень нововведений, использованных в проекте 667А, впечатляющ. На этой лодке была внедрена боевая информационно-управляющая система (БИУС), появились общекорабельные пульты управления и телевизионные системы обзора отсеков, рубочные (носовые) горизонтальные рули, и спасательная всплывающая камера коллективного пользования.
    По своим тактико-техническим элементам, особенно предельной глубине погружения, энергетической установке, новой корпусной стали, покрытиям лодка проекта 667А представляла собой качественный скачок в отечественном подводном кораблестроении.
Продольный разрез РПКСН проекта 667А Длина наибольшая - 128м. Ширина наибольшая - 11,7м. Средняя осадка - 7,9м.
Водоизмещение нормальное - 7 760т., полное - 11 500т.
Рабочая глубина погружения - 320м. Предельная глубина погружения - 400м.
Полная скорость подводного хода - 28 узлов. Надводная скорость - 15 узлов.
Автономность - 70 суток. Экипаж - 114 человек.

    С военно-политической точки зрения атомные подводные ракетоносцы проекта 667А свою задачу выполнили. Можно ли сказать то же самое в плане научно-техническом?
    Вот как подытоживает свою работу над лодками этого проекта С.Н.Ковалев: "Подводные лодки 667А проекта с самого начала были всем хороши, за исключением шумности. Не то чтобы мы не обращали внимания на эту проблему, а просто были в научном и техническом плане не подготовлены к тому, чтобы достигать низких уровней шумности. В научном плане мы плохо представляли природу подводной шумности, считали, что если сделать малошумным редуктор турбины; то все будет в порядке. А потом, уже на испытаниях, убедились, что это совсем не так. В ходе строительства лодок 667А проекта мы снизили шумность примерно в десять раз, - продолжает конструктор. - В этом очень помогла правильно выбранная схема расположения турбинных установок, так называемое эшелонное расположение. То, что каждая турбина занимала отдельный отсек, позволило применить систему амортизации турбинных установок. Эти отсеки, поначалу свободные, на лодках последующих проектов превратились в очень тесные, потому что в них было размещено множество дополнительных конструкций, связанных со снижением шумности. А если бы мы сразу поставили две турбины в один отсек, возможности установить эти конструкции физически бы не было. Кроме того, эшелонное расположение оказалось перспективным с точки зрения живучести - это была очень маневренная и надежная схема энергетических установок. Авария в одном турбинном отсеке никак не влияла на другой турбинный отсек, а реактор мог работать и на один и на другой отсек".
    Нельзя не признать, что подводные крейсеры проекта 667А, получившие на флоте прозвище "Азуха", были крупным достижением отечественного судостроения. В дальнейшем, на базе данного проекта, были созданы новые модификации ракетоносцев: 667АМ, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ. Об успешности данной разработки говорит уже тот факт, что эти корабли стали самыми массовыми из однотипных лодок.
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения 667Б проекта Ракетный подводный крейсер стратегического назначения 667БДР проекта Ракетный подводный крейсер стратегического назначения 667БДРМ проекта

    С момента закладки первого крейсера проекта 667А в 1964 году и до сдачи флоту последнего корабля проекта 667БДРМ в нашей стране ежегодно вступало в строй почти три лодки этой серии. Это было действительно конвейерное производство на протяжении 28 лет.     Всего было построено 77 стратегических АПЛ проекта 667А и его модификаций, то есть, каждая третья АПЛ нашего флота (для справки: самой "тиражной" лодкой ВМС США является Лос-Анджелес - их построено 62, но эта ПЛА - многоцелевая, с относительно небольшим водоизмещением и одним реактором).

    "С точки зрения задач, стоявших перед нами, это имело большое значение, - говорит академик Ковалев, - Речь идет вот о чем. Задач было три. Во-первых - совершенствование, повышение эффективности ракетного вооружения. На лодках 667Б проекта мы внедрили межконтинентальную баллистическую ракету, между прочим, раньше американцев, на 667БДР - ракеты с разделяющимися головными частями, на 667БДРМ - повысили дальность и точность стрельбы. Для завода все эти ракетоносцы были продолжением одной и той же серии, с определенными дополнениями и усовершенствованиями. Внедрение новых проектов не было связано с переоснащением завода, с необходимостью осваивать принципиально новые технологии. Вторая задача была - снижение шумности. И на технической базе шестьсот шестьдесят седьмого проекта мы последовательно достигали снижения шумности и, в общем, подводные лодки последней модификации - 667БДРМ - были уже на уровне мировых стандартов. Третья задача - наращивание количества боевых блоков, так как мы по этому показателю отставали от американцев и поэтому не могли себе позволить для каждого типа ракеты проектировать новую подводную лодку. Так вот нам удалось на базе технических решений 667А проекта внедрять и новые ракетные комплексы, и мероприятия по снижению шумности, и другие усовершенствования без снижения темпа серийного строительства кораблей".

    За 27 лет службы в составе ВМФ, первый РПКСН проекта 667А К-137 совершил множество походов. С вводом в строй он стал вести постоянное стратегическое дежурство. Все стрельбы, их было порядка 30, ракетоносец, получивший в 1970 году имя "Ленинец", провел отлично. Всего лишь три года не хватило этому кораблю, чтобы встретить 30-летие в составе ВМФ - для подводной лодки возраст весьма почтенный. Боевая служба этого ракетоносца (заказ 420) завершилась на ГМП "Звездочка" в Северодвинске. Но в памяти кораблестроителей ПО "Севмашпредприятие", а также проектировщиков и военных моряков 420й останется кораблем, открывшим "золотой век" подводного кораблестроения в нашей стране.

    С 1985 года советский ВМФ стал пополняться новыми ракетоносцами (проект 667БДРМ шифр "Дельфин"). Своим появлением Дельфины обязаны с одной стороны принятию на вооружение удачной баллистической ракеты Р-29РМ (РСМ-54), созданной в КБМ В.П.Макеева, а с другой стороны разочарованию, которое наступило после накопленного опыта эксплуатации "Акул" и сравнения их характеристик с американскими Огайо.
Схема РПКСН проекта 667БДРМ Длина наибольшая - 167м. Ширина наибольшая - 11,7м. Средняя осадка - 8,8м.
Водоизмещение нормальное - 11 740т., полное - 18 200т.
Рабочая глубина погружения - 400м. Предельная глубина погружения - 650м.
Полная скорость подводного хода - 23 узла. Надводная скорость - 13 узлов.
Автономность - 90 суток. Экипаж - 130 человек.

    По сути, это был ракетоносец, полностью отвечающий требованиям к кораблям третьего поколения. Применение на корабле целого ряда усовершенствований и изменений привело к значительному, в несколько раз, снижению шумности, что сразу почувствовали американские противолодочные силы. Всего было построено семь "Дельфинов", которые вместе с "Кальмарами" составляют основу нашего ракетоносного флота.

    Проект 941
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 'Акула/Тайфун'     Последним кораблём, разработанным в СССР и строившемся серийно, был тяжёлый подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 шифр "Акула". Этот уникальный корабль был нашим ответом на появление в США ПЛАРБ проекта "Огайо", несущем 24 стратегических ракеты большой дальности и обладающем гораздо большей эффективностью боевого комплекса 667БДР/Д9. Однако, по целому ряду причин, "Акула" не оправдала возлагавшихся на неё надежд. Это и дороговизна самого корабля, и сложность, и опять же, высокая стоимость его обслуживания. Тем не менее, этот корабль и по нынешний день остаётся не только самым большим подводным крейсером в мире, но и уникальной инженерной конструкцией.
    Тактико-техническое задание на тяжелый ракетный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) - проект 941 (шифр "Акула") - было выдано в декабре 1972 года. Проект разрабатывался ЦКБ "Рубин", возглавляемым генеральным конструктором И.Д.Спасским.
    Бесспорные эксплуатационные преимущества, продемонстрированные первой отечественной морской баллистической ракетой на твердом топливе Р-31, а также американский опыт (к которому в советских высших военных и политических кругах всегда относились с большим уважением) обусловили категорическое требование заказчика оснастить подводный ракетоносец третьего поколения твердотопливными ракетами. Предварительная разработка нового межконтинентального ракетного комплекса для оснащения подводных лодок началась в КБ Машиностроения под руководством главного конструктора В.П.Макеева в 1971 году. Полномасштабные работы по РКД-19 с ракетами Р-39 были развернуты в сентябре 1973 года, практически одновременно с началом работ над новой ПЛАРБ.
Схема РПКСН 941 проекта
Длина наибольшая - 172,8м. Ширина наибольшая - 23,3м. Средняя осадка - 11,5м.
Водоизмещение нормальное - 28 500т. полное - 49800т.
Предельная глубина погружения - 500м. Рабочая глубина погружения - 380м.
Полная скорость подводного хода - 27узлов. Надводная скорость - 13 узлов.
Экипаж - 179человек. Автономность - 120 суток.

    Уровень отечественных технологий 70-80-х годов не позволял создать твердотопливную баллистическую межконтинентальную ракету большой мощности в габаритах, близких к габаритам предшествующих жидкостных ракет. Рост размеров и веса оружия, а также массогабаритные характеристики нового радиоэлектронного оборудования, увеличившиеся по сравнению с РЭО предшествующего поколения в 2,5-4 раза, привели к необходимости принятия нетрадиционных компоновочных решений. В результате был спроектирован оригинальный, не имеющий мировых аналогов, тип подводной лодки с двумя раздельными прочными корпусами (диаметром 7,2м каждый), расположенными параллельно (своеобразный "подводный катамаран"). Торпедный отсек и расположенный между главными корпусами в диаметральной плоскости модуль управления, в котором находится центральный пост и размещенный за ним отсек радиотехнического вооружения, располагаются в двух отдельных герметичных капсулах-отсеках. Ракетный отсек находится между прочными корпусами в передней части корабля. Оба корпуса и капсулы-отсеки соединены между собой переходами. Общее число водонепроницаемых отсеков - 19. Кроме всего прочего, подобная "сплющенная" в вертикальной плоскости форма корабля диктовалась ограничениями по осадке в районе Северодвинского судостроительного завода и ремонтных баз Северного флота, а также технологическими соображениями (требовалось обеспечить возможность одновременной постройки двух кораблей на одной стапельной "нитке"). Следует признать, что выбранная схема являлась в значительной мере вынужденным, далеко не оптимальным решением, приведшим к резкому увеличению водоизмещения корабля (что дало повод к возникновению иронического прозвища лодок 941 проекта - "водовозы"). В то же время она позволила повысить живучесть тяжелого подводного крейсера за счет разнесения энергетической установки по автономным отсекам в двух раздельных прочных корпусах; улучшить взрыво- и пожаробезопасность (удалив ракетные шахты из прочного корпуса), а также размещения торпедного отсека и главного командного поста в изолированных прочных модулях. У основания рубки, под ограждением выдвижных устройств, расположены две всплывающие спасательные камеры, способные вместить весь экипаж подводной лодки. Отсек центрального поста и его легкое ограждение смещены в сторону кормы корабля. Прочные корпуса, центральный пост и торпедный отсек выполнены из титанового сплава, а легкий корпус - из стали. Корабль имеет развитое кормовое оперение.
    При создании нового корабля заказчиком была поставлена задача расширения зоны его боевого применения подо льдами Арктики вплоть до предельных широт за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения. Для пуска ракет из-под арктического "ледового панциря" лодка должна была всплывать в полыньях, проламывая ограждением рубки лед толщиной до 2-2,5м. Поэтому передние горизонтальные рули, расположенные в носовой части корпуса, выполнены убирающимися. Рубка снабжена мощными ледовыми подкреплениями и крышей округлой формы.
    Энергетическая установка третьего поколения номинальной мощностью 100000л.с. выполнена по блочному принципу компоновки с размещением автономных модулей (унифицированных для всех лодок 3-го поколения) в обоих прочных корпусах. Принятые компоновочные решения позволили уменьшить габариты ЯЭУ, увеличив при этом её мощность и улучшив другие эксплуатационные параметры. ГЭУ включает два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 (по 190 мВт каждый) и две паровые турбины. Блочная компоновка всех агрегатов и комплектующего оборудования, помимо технологических преимуществ, позволила применить и более эффективные меры по виброизоляции, снижающие шумность корабля. Обеспечена реализация режима естественной циркуляции по первому контуру на достаточно высоких уровнях мощности реактора. Это позволило снизить шумность энергетической установки, а также повысить ее безопасность. По сравнению с предшествующими атомными подводными лодками существенно изменилась система управления и защиты реактора. Внедрение импульсной аппаратуры позволило контролировать его состояние при любом уровне мощности, в том числе и в подкритическом состоянии. На компенсирующие органы установлен механизм "самохода", который при исчезновении электропитания обеспечивает опускание решеток на нижние концевики. При этом происходит полное "глушение" реактора, даже при опрокидывании корабля.
    При создании подводной лодки проекта 941 огромное внимание было уделено снижению её гидроакустической заметности. В частности, корабль получил двухкаскадную систему резинокордной пневматической амортизации, были внедрены блочная компоновка механизмов и оборудования, а также новые, более эффективные звукоизолирующие и противогидролокационные покрытия. Два малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага установлены в кольцевых насадках. В результате по гидроакустической скрытности новый ракетоносец, несмотря на свои гигантские размеры, значительно превзошел все ранее построенные отечественные ПЛАРБ и вплотную приблизился к американской ПЛАРБ типа "Огайо".
    Для экипажа лодки (состоящего в своей большей части из офицеров и мичманов) созданы условия повышенного комфорта. Офицерский состав разместили в относительно просторных двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования воздуха, а матросов и старшин - в маломестных кубриках. Корабль получил спортивный зал, плавательный бассейн, солярий, сауну, салон для отдыха, "живой уголок" и т.п.
    В 1984 году, после серии интенсивных испытаний, ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39 был официально принят на вооружение ВМФ. Комплекс включает 20 твердотопливных трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями Д-19 (РСМ-52, западное обозначение - SS-N-20). Старт всего боекомплекта осуществляется двумя залпами, с минимальными интервалами между пусками ракет. Ракеты могут запускаться с глубины до 55 м (без ограничений по погодным условиям на поверхности моря), а также из надводного положения. Трехступенчатая МБР Р-39 (длина 16,0м., диаметр корпуса 2,4м., стартовая масса 90,1т.) несет 10 боевых блоков индивидуального наведения мощностью по 100Кт каждый. Их наведение осуществляется посредством инерциальной навигационной системы с полной астрокоррекцией (обеспечено КВО порядка 500 м). Максимальная дальность пуска Р-39 превышает 10000км., что больше дальности американского аналога - "Трайдент" С4 (7400км.) и приблизительно соответствует дальности "Трайдент" С5 (11000км.). В то же время по своим энергомассовым характеристикам отечественная ракета значительно уступает БР "Трайдент" С4 и D5.
    Имеется шесть 533мм торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжения, способных применять практически все типы состоящих на вооружении торпед и ракето-торпед данного калибра (типовой боекомплект - 22 торпеды 53-65К, СЭТ-65 и САЭТ-6ОМ, а также ракето-торпеды "Водопад"). Вместо части ракетно-торпедного вооружения на борт корабля могут приниматься мины. Для самообороны подводной лодки, находящейся в надводном положении, от низколетящих самолетов и вертолетов имеется восемь комплектов ПЗРК "Игла". В зарубежной печати сообщалось о разработке для подводных лодок 941 проекта, а также ПЛАРБ нового поколения, зенитно-ракетного комплекса самообороны, способного применяться из подводного положения.

    Строительство подводных лодок проекта 941 осуществлялось в Северодвинске. Для этого на Северном машиностроительном предприятии пришлось соорудить новый цех - самый большой крытый эллинг в мире. Первым ТРПКСН, вступившим в строй 12 декабря 1981 года, командовал капитан 1 ранга А.В.Ольховников, удостоенный за освоение столь уникального корабля звания Героя Советского Союза. Предполагалось строительство крупной серии тяжелых подводных крейсеров 941 проекта и создание новых модификаций этого корабля с увеличенными боевыми возможностями. Однако в конце 80-х годов по экономическим и политическим соображениям от дальнейшей реализации программы было решено отказаться. Главная причина заключалась в сложности организации базирования столь крупных подводных кораблей, вооруженных не менее "внушительными" ракетами. В большинство существующих пунктов базирования "Акулы" просто не могли войти из-за их стесненности, а ракеты Р-39 могли транспортироваться почти на всех этапах эксплуатации лишь по железнодорожной колее (по рельсам они подавались и на причал для погрузки на корабль). Погрузка ракет должна была осуществляться специальным сверхмощным краном, являющимся уникальным в своем роде инженерным сооружением.
    В результате было решено ограничиться строительством серии из шести кораблей проекта 941 (т.е. одной дивизии). Недостроенный корпус седьмого ракетоносца - ТК-210 был разобран на стапеле в 1990 году. Следует заметить, что несколько позже, в середине 90-х годов, по схожим причинам, прекратилась реализация и американской программы строительства подводных ракетоносцев типа "Огайо": вместо планировавшихся 30 ПЛАРБ ВМС США получили "лишь" 18 атомоходов, из которых в строю к началу 2000-х годов решено оставить 14.
    Все шесть "тяжелых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения" были сведены в дивизию, входящую в состав 1-й флотилии атомных подводных лодок. Корабли базируются в Западной Лице (бухта Нерпичья). Реконструкция этой базы для размещения на ней новых сверхмощных атомоходов началась в 1977 году и заняла четыре года. За это время была построена специальная причальная линия, изготовлены и доставлены специализированные пирсы, способные, по замыслу конструкторов, обеспечить ПЛАРБ всеми видами энергоресурсов (однако в настоящее время по ряду технических причин они применяются как обычные плавучие пирсы). Для тяжелых ракетных подводных крейсеров Московским конструкторским бюро транспортного машиностроения был создан уникальный комплекс средств погрузки ракет (КСПР). В его состав вошел, в частности, двухконсольный кран-погрузчик козлового типа грузоподъемностью 125т. В Западной Лице расположен и береговой судоремонтный комплекс, обеспечивающий обслуживание лодок 941 проекта, а также крупнотоннажный плавучий док. На Тихоокеанском флоте до 1990 года, когда программы дальнейшего строительства "Акул" была свернута, ничего подобного соорудить так и не успели.

    Корабли, каждый из которых укомплектован двумя экипажами, способен нести постоянное боевое дежурство, даже во время нахождения на базе. Боевая эффективность "Акул" (как и других РПКСН) в значительной степени обеспечивается за счет постоянного совершенствования системы связи и боевого управления морскими стратегическими ядерными силами страны. К настоящему времени эта система включает каналы, использующие различные физические принципы, что повышает надежность и помехозащищенность в самых неблагоприятных условиях. В состав системы входят стационарные передатчики, транслирующие радиоволны в различных диапазонах электромагнитного спектра, спутниковые, самолетные и корабельные ретрансляторы, мобильные береговые радиостанции, а также гидроакустические станции и ретрансляторы. На Кольском полуострове развернута уникальная сверхнизкочастотная (СНЧ), хорошо защищенная станция "Зевс", сигналы которой могут проникать в толщу воды на глубину до 200-300м. и регистрироваться погруженными подводными лодками, находящимися в любой точке Мирового океана. Так как скорость передачи информации по каналу СНЧ очень низкая, "Зевс" передает лишь общие команды для лодок, находящихся на боевом патрулировании, обозначаемые заранее установленным кодом.
    Огромный запас плавучести тяжелых подводных крейсеров 941 проекта (31,3%) в сочетании с мощными подкреплениями легкого корпуса и рубки обеспечил этим атомоходам возможность всплытия в сплошном льду толщиной до 2,5м. (что неоднократно проверялось на практике). Патрулируя под ледяным панцирем Арктики, где существуют особые гидроакустические условия, снижающие, даже при самой благоприятной гидрологии, дальность обнаружения подводной цели посредством наиболее современных ГАС всего до нескольких километров, "Акулы" являются практически неуязвимыми для противолодочных атомных подводных лодок США. Авиационными средствами, способными осуществлять поиск и поражение подводных целей сквозь полярный лед, Соединенные Штаты также не располагают.
    Усовершенствованный вариант Р-39, по своим основным характеристикам не уступающий американской ракете "Трайдент-05", был принят на вооружение в 1989 году. Кроме повышенной боевой живучести, модернизированная ракета обладала увеличенной зоной разведения боевых блоков, а также повышенной точностью стрельбы (использование космической навигационной системы ГЛОНАСС на активном участке полета ракеты и на участке наведения РГЧ позволило достичь точности, не меньшей, чем точность МБР РВСН шахтного базирования).
    В 1996 году из-за нехватки средств подводные лодки ТК-202 и ТК-12 были выведены в резерв. Дальнейшая их судьба в настоящее время выглядит неопределенной. В то же время дополнительное финансирование ВМФ в 1999 году позволило значительно ускорить затянувшийся капитальный ремонт головного ракетоносца 941 проекта - К-208. За десять лет, в течение которых корабль находился в Государственном центре атомного подводного судостроения, проведена замена и модернизация (в соответствии с проектом 941У) основных комплексов вооружения.
    В ноябре 1999 г. из акватории Баренцева моря с борта одной из ПЛАРБ 941го проекта были выполнены стрельбы двумя ракетами РСМ-52. Интервал между пусками составил два часа. Головные части ракет с высокой точностью поразили цели на Камчатском полигоне. По сообщениям отечественной печати, существующие планы развития стратегических ядерных сил России предусматривают проведение модернизации кораблей проекта 941 с заменой ракетного комплекса Д-19 на новый. Если это соответствует действительности, "Акулы" имеют все шансы сохраниться в строю и 2010х годах. Тем не менее, судьба "Акул" до сих пор не решена. Обладая фантастическим модернизационным потенциалом, эти корабли могут в любой момент отправиться "под нож". Очень хотелось бы, чтобы руководители страны помнили, что наш Флот создавался всей страной. Всеми людьми, живущими не только в России, но и в странах СНГ. И, прежде чем принять необратимое решение, помнили не только о своих личных политических и экономических интересах, но и об интересах страны и Флота.

    Планировалось, что за кораблями проектов 667БДРМ и 941 последуют подводные лодки новой разработки, способные надежно выполнять стоящие перед этим классом кораблей задачи. Предполагалось, что первая из них будет введена в строй в середине 90-х годов, но развал Советского Союза сорвал выполнение этой программы. Прекратилось строительство новых кораблей. Ухудшение экономической ситуации в стране только обострило эту проблему.

    Проект 955
Предполагаемый внешний вид РПКСН проекта 955 'Юрий Долгорукий'     2 ноября 1996 года в Северодвинске в торжественной обстановке состоялась закладка первой в России атомной ракетной подводной лодки четвертого поколения. Новый подводный крейсер стратегического назначения получил имя "Юрий Долгорукий". Исследования облика ракетной подводной лодки четвертого поколения велись в нашей стране с 1978 года. Непосредственная разработка РПКСН 955 проекта шифр "Борей" началась в ЦКБ "Рубин" под руководством главного конструктора В.Н.Здорнова в конце 1980-х годов. Было решено отказаться от гигантских размеров и экзотической компоновки "Акулы", вернувшись к классической схеме подводной лодки с одним прочным корпусом. Согласно первоначальным планам РПКСН предполагалось вооружить усовершенствованным вариантом ракетного комплекса Д-11, разработанного для подводных крейсеров 941 проекта. Мощные твердотопливные ракеты с РГЧ должны были оснащаться новой системой инерциально-спутникового наведения, позволяющей существенно повысить точность стрельбы. Однако серия неудачных испытательных пусков модернизированной ракеты заставила пересмотреть состав ракетного вооружения.
    Новая морская ракета в значительной степени унифицирована с межконтинентальной ракетой наземного базирования "Тополь-М", однако не является (как писал ряд средств массовой информации) ее прямой модификацией: различия в особенностях морского и наземного базирования не позволяют, без существенного снижения боевых характеристик комплекса, создать универсальную ракету, в одинаковой степени удовлетворяющую требованиям как ВМФ, так и РВСН.
    Выход США из договора по противоракетной обороне 1973 года и шаги по развертыванию американской "общенациональной" системы противоракетной обороны не могут не сказаться на направленности совершенствования российской стратегической "триады". Касаясь перспектив развития ракетно-ядерного оружия России, главком РВСН Владимир Яковлев заявил, что в перспективе могут быть реализованы методы противодействия средствам ПРО, предусматривающие качественное совершенствование боевого оснащения стратегических баллистических ракет на основе разработки маневрирующих боевых блоков, перспективных боевых блоков и средств противодействия ПРО, малозаметных в радиолокационном и оптическом диапазонах длин волн, а также планирующих боевых блоков. Очевидно, подобные подходы будут применены и при совершенствовании российских баллистических ракет морского базирования. В обеспечении боевой устойчивости перспективных ракетных подводных лодок важное место отводится вопросам противоторпедной защиты (ПТЗ). Решение проблемы обороны лодки от противолодочных торпед предполагается достичь за счет создания специальных комплексов, объединяющих средства обнаружения и целеуказания, специальные средства поражения, а также системы акустического противодействия. Важнейшими условиями решения задач ядерного сдерживания являются надежное управление и высокая выживаемость в боевых условиях стратегических подводных ракетоносцев. Информация о конструкционных особенностях ПЛАРБ проекта 995, приводимая в открытой печати, носит весьма фрагментарный и зачастую противоречивый характер. Однако определенное представление об "идеологии", положенной в основу создания "Юрия Долгорукого", можно составить на основе публикаций ведущих специалистов отечественного подводного кораблестроения, а также ряда видных аналитиков ВМФ.
Схема перспективного РПКСН 4-го поколения проекта 955
Предполагаемая характеристика РПКСН проекта 955
Длина наибольшая - 170м. Ширина наибольшая - 13,5м. Средняя осадка - 9,0м.
Водоизмещение нормальное - 14 720т., полное - 24 000т.
Предельная глубина погружения - 450м. Рабочая глубина погружения - 380м.
Полная скорость подводного хода - 29 узлов. Надводная скорость - 15 узлов.
Экипаж - 107 человек. Автономность - 100 суток.

    Можно предположить, что при создании российских атомных подводных лодок четвертого поколения - "Северодвинска" и "Юрия Долгорукого" - была предпринята попытка реализации метода базовой модели. Во всяком случае, уровень унификации двух этих кораблей должен быть значительно выше, чем на атомоходах предшествующих поколений.
    Ввод в строй "Юрия Долгорукого" планируется в этом, 2002 году.
    Однако, несмотря на весьма противоречивые сведения об этом корабле, к этому проекту остаётся несколько серьёзных вопросов. Почему ракетоносец, имеющий длину американской ПЛАРБ "Огайо" и значительно превосходящий её по водоизмещению, несёт в два раза меньшее количество ракет? При "значительном уменьшении массогабаритных характеристик основных корабельных систем" это выглядит, мягко говоря, странно. Почему рабочая глубина погружения нового ракетоносца равна рабочей глубине погружения кораблей проекта 667, относящегося ко второму поколению РПКСН? Разве корабли четвёртого поколения не должны иметь значительно большие глубины погружения, обеспечивающие гораздо большую боевую устойчивость (за счёт невозможности применения существующего ныне оружия на глубинах, превышающих 600 метров) и скрытность плавания? Почему заложен только один корабль? Конечно, можно сослаться на экономическую ситуацию, но разве не лучше модернизировать ныне существующие "Акулы", чем создавать в одном экземпляре новый корабль, который потребует уникального обслуживания? При современной скорости постройки, даже если заложить новый корабль сегодня, он, в лучшем случае, войдёт в состав ВМФ в 2010 году.

Однако, есть и основания что бы с оптимизмом смотреть в будущее:
- "вымывание" ракетоносцев из флота если и не прекратилось совсем, то, во всяком случае, сильно замедлилось;
- завершается ремонт ТРПКСН, для которых уже практически готово новое, не столь тяжёлое, но гораздо более эффективное оружие главного калибра;
- выходы ракетоносцев на боевые службы производится гораздо активнее, чем это было несколько лет назад;
- разработка новых крейсеров продолжается, и, скорее всего, к середине двадцатых годов, основу стратегических подводных ракетоносцев составят более совершенные корабли четвёртого поколения;



    Rambler's Top100 Rambler's	 Top100         Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов   Каталог интернет ресурсов - ИнфоПитер   "LookUp". Ресурсы сети	 Интернет      
Используются технологии uCoz