На главную К-2000
  «ЖЕЛЕЗО»                        
  МОРСКАЯ АВИАЦИЯ                   
  Перспективы                      
       НА ПИРСЕ (форум)      
        В КУРИЛКЕ (чат)        
    БРОСИТЬ БУТЫЛКУ    
    КНИГА ЗАМЕЧАНИЙ   
Карта сайта



Rambler's Top100 Rambler's	 Top100



Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов
Каталог интернет ресурсов - ИнфоПитер
"LookUp". Ресурсы сети	 Интернет


SubMen® Production
©

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ АВИАЦИИ

К-2000 'Электронный клуб моряков-подводников'

    Развитие авиации как вида вооруженных сил, а морской авиации еще и как рода сил военно-морского флота за всю ее историю проходило буквально на острие научно-технических достижений и самом высоком уровне развития промышленности, технологии, материалов. Эти объективные условия сохраняются сейчас и, вероятнее всего, не потеряют своего значения в ближайшей перспективе.
    Общеизвестно, что авиации присуще такое важное качество, как универсальность. Трудно найти область действий любого из родов сил флота, которая не нуждалась бы в помощи и поддержке со стороны авиации и могла бы полностью использовать свои возможности в вооруженной борьбе на море без взаимодействия с ней. Поэтому развитие каждого из родов сил флота и его оружия неизбежно связывается с развитием морской авиации, с возможностью взаимодействия с ней.
    В равной мере и морская авиация все больше "срастается" с другими силами флота, наиболее наглядным проявлением чего стало органическое слияние самолета с кораблем.
    Появление крылатых ракет существенно отразилось и на судьбе авиации. Став ракетоносной, она обрела способность поражать морские цели на больших удалениях от своих аэродромов, не входя при этом в зону эффективной противовоздушной обороны корабельных группировок противника.
    В свою очередь, оснащение крылатыми ракетами надводных кораблей, а затем и подводных лодок, да еще таким оружием, как стартующие из-под воды баллистические ракеты, уменьшило необходимость привлечения ракетоносной авиации для поражения наземных целей.
    Это, конечно, нисколько не означает, что морская ракетоносная авиация в какой-то мере утратила свою способность наносить мощные удары по береговым объектам. Однако эта задача стала для нее второстепенной. Главнейшим же ее предназначением стало противоборство с мощными группировками надводных кораблей противника в океане.
    Создание семейства крылатых ракет большой дальности подтолкнуло военных специалистов к тому, чтобы привлечь авиацию других видов вооруженных сил к участию в вооруженной борьбе на море. Вначале были сделаны первые шаги в отработке ее взаимодействия с ВМС, затем она привлекалась к участию в постановках мин, а теперь она оснащается крылатыми ракетами, чем расширяется сфера ее боевого применения.
    Таким образом, стратегическая и даже военно-транспортная авиация может оснащаться крылатыми ракетами и существенно наращивать ударные возможности своего флота в вооруженной борьбе на море.
    Все это значительно усложняет действия надводных кораблей, резко повышает значение их всестороннего обеспечения и требует, прежде всего, существенного повышения возможностей их ПВО и ПРО. Не останутся без изменения и способы отражения нападения противника на наземные объекты, для которых уже существует постоянная угроза нападения с воздуха, от надводных и подводных носителей крылатых ракет большой дальности.
    Практически это означает, что любому флоту неизбежно потребуется постоянно быть готовым к отражению массированных ракетных ударов. Вопрос о том, каким носителем выпущены эти ракеты, чем дальше, тем больше теряет свое практическое значение, поскольку все они могут быть одного и того же образца, класса, типа. И первейшая задача в любом бою теперь будет состоять в том, чтобы перехватить старт этих ракет с подводных лодок, надводных кораблей и самолетов.
    По сравнению со всеми носителями крылатых ракет возможности ракетоносной авиации и массированном применении этого оружия в ударе или в бою продолжают нарастать опережающими темпами.
    Почти во всех странах четко определилась тенденция к специализации, т. е. к созданию самолетов для решения вполне определенных задач. На вооружение авиации большинства стран поступают специально построенные бомбардировщики, ракетоносцы, поисково-ударные системы для поражения надводных кораблей и подводных лодок, системы для освещения морской и воздушной обстановки и другие.
    Возможности авиации увеличиваются, если авиационные системы (самолет-носитель, средства поиска и поражения) разрабатываются в комплексе для решения вполне определенных и родственных по содержанию и условиям выполнения задач. Считается, что они обеспечат авиации будущего ведение действий по принципу: самостоятельно осуществляю поиск - обнаруживаю - поражаю. С учетом высокой эффективности оружия дадут ей возможность успешно бороться с силами флота на море, повысить самостоятельность, мобильность, боевую готовность.
    Класс самолетов-бомбардировщиков как таковой давно уже изжил себя, сохранив за собой лишь прежнее наименование. По существу, это универсальный носитель разнообразного авиационного оружия, прежде всего ракет различного назначения, средств подавления ПВО, радиоэлектронной борьбы. Правда, он сохраняет способность нести и успешно применять авиационные бомбы. Это оружие, прежде бывшее главным поражающим средством авиации, будет использоваться, как правило, после нанесения первых ракетных ударов, ослабления вражеской ПВО или при действиях по слабо обороняемым объектам.
    Учитывая состояние развития ракетного оружия флота и проникновение его во все сферы вооруженной борьбы на море, можно предположить, что среди перспективных авиационных систем, способных оказать определенное влияние на характер вооруженной борьбы на море, важная роль в ближайшей перспективе будет по-прежнему принадлежать ракетоносной авиации. Типичными представителями таких авиационных систем следует назвать новые перспективные самолеты, имеющие крыло с изменяемой в полете стреловидностью.
    Вооружение самолета-бомбардировщика составляют ракеты класса "воздух - поверхность". Предусматривается снаряжение ядерной или обычной боевой частью. Самолет может принять авиабомбы, а на пилонах, кроме того, можно подвесить ракеты класса "воздух - воздух".
    Существенно изменятся средства РЭБ. Они будут первоначально задерживать облучающие его радиоволны, а затем через определенный интервал излучать их на той же частоте и этим вводить в заблуждение операторов радиолокационных станций, создавая у них ложное представление о дистанции до обнаруженного самолета. Для облегчения преодоления ПВО противника самолет будет иметь скорость, соответствующую: на малой высоте - числу М=1,2 и на большой - числу М=2,2. Такой самолет называют самолетом-невидимкой. От ныне существующих машин первого "невидимого" поколения, эти ЛА будут отличаться совершенной аэродинамикой и уменьшенным радиопоглощающим слоем. Ныне существующие "невидимки", к сожалению, обладают лётными характеристиками самолётов середины пятидесятых годов, а стоимость одного бомбардировщика немногим уступает стоимости ракетно-космической системы Space Shuttle и значительно превосходит стоимость любой РПКСН.
    До настоящего времени на уровне эскизного проекта прорабатывается сверхтяжелый самолет с ядерной силовой установкой.
    ТТД такого самолета вырисовываются в следующем виде: стояночная масса 1020-990т, угол стреловидного крыла 20-300, мощность ядерного реактора 318-363 МВт, крейсерское число М==0,75, масса перевозимых грузов (ракеты, контейнеры и т. п.) 180-272 т при максимальной температуре в грузовом отсеке -10°С на высоте 5500 м. На самолете предполагается в качестве силовой установки для полета по маршруту использовать реактор с жидкометаллическим теплоносителем и максимальной тягой двигателей 45т. Для взлета и посадки, полета по маршруту в течение времени, необходимого для выхода ядерной силовой установки на заданный режим работы, а также на случай отказа реактора в полете, предполагается установить на самолет газотурбинные двигатели. Они должны обеспечить полёт самолета с неработающим реактором на дальность, равную 1850 км, а также взлет и посадку. Длина взлетно-посадочной полосы при температуре воздуха 34°С должна быть не меньше 750 м. Расчетный ресурс самолета 60 тысяч часов.
    На этот летательный аппарат предполагается возложить функции самолета-ракетоносца, противолодочного самолета с большой продолжительностью патрулирования над морем, воздушного командного пункта, самолета-заправщика, военно-транспортного самолета и другие функции. В зависимости от боевого предназначения он будет иметь различные модификации фюзеляжа. Предполагается разместить на нем до 90 крылатых ракет с дальностью действия до 3000 км. Кроме того, самолет сможет нести для самообороны 96 ракет класса "воздух - воздух".
    В качестве противолодочного самолета он сможет находиться в полете не менее 30 суток, обследовать обширные районы океанов. Такую же продолжительность полета он может иметь и в варианте командного пункта, перемещаясь в любой район океанских театров военных действий.
    В этом варианте самолет будет буквально насыщен средствами связи и автоматизированной обработки информации. На нем может размещаться командный пункт численностью около 75 человек, который будет осуществлять управление группировками сил, развернутыми на обширных пространствах океанов, континентов и морей.
    В мирное время часть самолетов будет постоянно находиться на боевом патрулировании над океанами на удалении более 1000км. от берегов континентов.
    Общая тенденция развития стратегической авиации состоит в увеличении полетной массы самолетов-бомбардировщиков, насыщении их крылатыми ракетами большой дальности, а также повышении способности самолетов к преодолению сильной ПВО противника.
    Ведется интенсивная подготовка к широкому использованию в вооруженной борьбе на море транспортных и пассажирских самолетов в качестве носителей крылатых ракет, постановщиков мин, самолетов, обеспечивающих массовое использование пассивных средств радиоэлектронной борьбы для разного рода демонстративных и отвлекающих действий.
    Необходимо особо выделить ярко выраженную тенденцию направлять усилия тяжелой (стратегической и транспортной) авиации в сферу действий военно-морских флотов. Делается также расчет на массовое использование тяжелой авиацией ракетного оружия с океанских направлений для поражения наземных объектов в глубине территории противника. В этом случае районы пуска крылатых ракет самолетами могут располагаться у внешних границ континентальной ПВО вероятного противника в океане. Задача же непосредственного преодоления ПВО остается за крылатыми ракетами и беспилотными летательными аппаратами.
    Существовавший ранее своеобразный водораздел между зонами действий стратегической, палубной и тактической авиации все более нивелируется.
    Палубная авиация остается основной ударной силой авианосных соединений флота и на ближайшую перспективу. Она будет играть ведущую роль в решении различных боевых задач в вооруженной борьбе на море и на суше, таких, как уничтожение средств доставки ядерного оружия, авиации противника в воздухе и на аэродромах, стартовых позиций ЗУР и других средств ПВО, разрушение военных и других промышленных объектов на территории противника, ведение тактической разведки, авиационной поддержки действий сухопутных войск, десантных сил.
    Ведутся работы по совершенствованию истребителей уже имеющихся конструкций с целью улучшения их боевых характеристик (увеличения дальности полета, боевой нагрузки и ресурса двигателей). Использование усовершенствованных электронных систем переднего обзора, улучшение характеристик радиолокационных станций, применение новых дисплеев, более совершенного оружия позволят им, обнаруживать цели с больших расстояний, не заходя в зону ПВО противника, и поражать их с первого залпа.
    Эти самолеты будут оснащены усовершенствованными бортовыми компьютерами, средствами помехоустойчивой связи, системами наведения оружия на цель. Предусматривается также повышение скрытности полета самолетов. Особая роль отводится дальнейшему насыщению их средствами радиоэлектронной борьбы, без которых вероятность поражения самолетов в бою может увеличиваться на порядок (с 0,05 до 0,5).
    Ключевым фактором в процессе создания новых самолетов считается конструирование двигателей, имеющих при большом ресурсе более высокие рабочие температуры, на одну треть меньшее число деталей, меньший удельный расход топлива, а также применение более легких конструкционных материалов. Масса планера будет снижена, по меньшей мере, на 30%. Совершенствование радиоэлектронного оборудования самолетов, а также повышение скрытности приведут к новой тактике их боевого применения.
    Таким образом, конечную цель создания новых палубных самолетов видят в том, чтобы уменьшить количество их типов, а также количество типов двигателей и этим упростить их техническое обслуживание, приспособить к выполнению различных боевых задач, т. е. сделать самолет еще более универсальным.
    Вместе с тем создаются еще более совершенные боевые самолеты, проводятся интенсивные исследования новых аэродинамических схем и перспективных технических решений. Одна из таких схем применена на экспериментальном пока самолете с крылом обратной стреловидности. Преимущество ее заключается в том, что через хвостовую часть фюзеляжа проложены силовые элементы конструкции крыла, а центральная часть свободна для размещения полезных нагрузок. Для скоростных самолетов обратная стреловидность дополнительно обеспечивает повышение аэродинамических качеств: снижение лобового сопротивления, увеличение подъемной силы на околозвуковых скоростях полета. По расчетам, у этого самолета на 10-20% уменьшается лобовое сопротивление, а это снижает требования к мощности силовой установки и сокращает расход топлива.
    Проводятся также летные испытания нового экспериментального истребителя. Основное его отличие - передние управляющие поверхности, расположенные под воздухозаборником двигателя и предназначенные для непосредственного управления боковой и подъемной силой. Этот самолет может перемещаться вверх и вниз без изменения угла тангажа, изменять угол тангажа, не меняя угла атаки, изменять угол атаки при постоянном векторе скорости. Он способен перемещаться вправо и влево без изменения угла рыскания, разворачиваться в горизонтальной плоскости без изменения углов тангажа и крена, изменять угол рыскания при постоянном векторе скорости.
    Неожиданное перемещение самолета, при котором его угловое положение не позволяет противнику предугадать направление дальнейшего маневра, существенно повысит боевые возможности истребителя, а также снизит вероятность его поражения активными средствами ПВО. Считается, в частности, что при ведении маневренного воздушного боя эффективность истребителя возрастет примерно втрое, а вероятность его поражения снизится почти в 10 раз.
    В числе палубных самолетов ближайшего будущего предполагается иметь противолодочный самолет близкий по своим характеристикам к такому же самолету берегового базирования. У нового противолодочного самолета появится возможность действовать в качестве самолета радиоэлектронного противодействия, штурмовика среднего радиуса действия, самолета-заправщика, а также транспортного средства для доставки грузов и боеприпасов на борт авианосцев. Новый вариант самолета будет оснащен поисковой станцией, автоматическим запросчиком и электронно-оптической аппаратурой, магнитным обнаружителем, гидроакустической системой и станцией радиотехнической разведки. Он сможет нести большое количество радиогидроакустических буев, противолодочных торпед (или глубинных бомб) несколько ракет, а так же контейнер с фотоаппаратурой.
    Среди палубных самолетов продолжает упрочивать свои позиции самолет с вертикальными излетом и посадкой. Базируясь на боевые корабли, эти самолеты будут решать задачи противовоздушной обороны, поражать корабли противника и береговые цели, вести поиск подводных лодок и уничтожать их своим оружием. Создаются три варианта таких самолетов: с увеличенной тягой, с подъемным и подъемно-маршевым двигателями и с одним общим двигателем, у которого система управления подъемом обеспечит переход от скорости зависания к скорости более М=2.
    Ведутся работы по совершенствованию такого самолета. Увеличивается тяга его двигателей, устанавливаются оружие поддержки морской пехоты, радиоэлектронное устройство, информирующее лётчика о присутствии противника, направлении пуска им ракет. В целях увеличения дальности и грузоподъемности самолетов с вертикальными взлетом и посадкой реализуются такие технические возможности, как обеспечение их трамплинного взлета с кораблей и судов с укороченной палубой.
    По-прежнему большое внимание уделяется развитию вертолетов различного назначения, благодаря чему они будут приобретать новые боевые возможности.
    Возрастают возможности вертолетов действовать в противолодочном варианте. Совершенствование их бортовых средств освещения обстановки повышает эффективность поиска и преследования обнаруженной подводной лодки. Противолодочный вертолет не только расширяет поле видимости корабля под водой, но и позволяет ему обнаруживать подводного противника далеко за пределами дальности стрельбы имеющегося у него оружия. Он становится способным уничтожать обнаруженную им подводную лодку собственным оружием.
    Корабельные вертолеты становятся одним из эффективных средств целеуказания ракетному оружию корабля при использовании его на загоризонтную дальность стрельбы. В то же время вертолеты все более приближаются к противовоздушному вооружению корабля, особенно при отражении атак низколетящих самолетов и современных противокорабельных ракет. Например, включение вертолета в единую систему, установленную на кораблях ВМФ, позволяет им обнаруживать и уничтожать подводные лодки, обнаруживать надводные корабли и выдавать целеуказания ракетному оружию. Вертолет оснащен радиолокационной станцией для обнаружения надводных кораблей, может нести гидроакустические буи и торпеды, процессор для обработки сигналов радиоэлектронной аппаратуры, средства связи с кораблем базирования.
    Способность вертолета нести на себе ракеты класса "воздух - поверхность" упрочивает за ним роль надежного средства огневой поддержки десанта, выводит его в разряд эффективных средств поражения ракетных и артиллерийских катеров противника. Совсем недавно вертолет приобрел такое новое качество, как способность вытраливать мины. И в этом направлении его возможности продолжают расширяться.
    При всем многообразии боевых задач, возлагаемых на корабельные вертолеты, они становятся незаменимым средством для доставки грузов с берега на корабль или с корабля на корабль на ходу в море, для спасения личного состава и выполнения многих других специальных и вспомогательных операций.
    Существенно расширяет поле деятельности вертолетов создание системы контейнерного их базирования. Оснащение транспортных судов вертолетами и системами их обслуживания, размещаемыми в стандартных контейнерах, обеспечит быструю их доставку на соответствующие суда с целью придания им способности к немедленной противолодочной и противоракетной защите. Эти контейнеры могут иметь различное назначение: для ремонта вертолетов и их обеспечения, в качестве жилых помещений и столовых, хранилищ топлива. В некоторых контейнерах могут быть размещены составные части полетной палубы и ангаров для вертолетов.
    Считается возможным использовать в системе контейнерного базирования крупные вертолеты, а в последующем и самолеты с вертикальными взлетом и посадкой. К судам, способным нести эту систему на себе, могут быть отнесены большие контейнеровозы и многие танкеры торгового флота. Число вертолетов (самолетов) на борту судна, количество обеспечивающего оборудования, время развертывания и другие характеристики системы определяются возможностями каждого конкретного судна. При этом большие суда теряют не более 5-10% своей полезной грузоподъемности.
    Основные достоинства этой системы в том, что она значительно повышает мобилизационные возможности торгового флота - позволяет быстро и недорого оснастить вертолетами особо ценные суда, которые не располагают какими-либо эффективными средствами защиты от подводных лодок и противокорабельных ракет.
    Практическая реализация этих возможностей ставится в непосредственную связь с изменениями обстановки на мировой арене и возможностями начала военных действий.
    В случае объявления чрезвычайного положения все составные части этой системы могут быть доставлены и ближайшие порты и в течение 3 - 4 дней установлены на суда, после чего на них могут перебазироваться вертолеты с суши или авианесущих кораблей. Суда, оснащенные контейнерами с вертолётами, могут совершать переходы одиночно или группами.
    Это еще одно свидетельство слияния вертолета не только с надводными боевыми кораблями, но и с судами большого водоизмещения. Дело, видимо, идет к тому, что каждый боевой корабль или транспортное судно обязательно станет вертолетоносцем.
    Продолжаются работы над созданием еще одного типа летательных аппаратов, сочетающих в себе качества самолёта и вертолета - конвертоплана. Он может взлетать и садиться вертикально как вертолет за счет тяги воздушных винтов, а горизонтальный полет совершать как обычный самолет (после поворота винтов, двигателей или всего крыла). Конвертопланы могут летать с большей скоростью, чем вертолеты, но из-за сложности конструкции еще пока не получили широкого распространения, тем не менее они остаются в числе перспективных благодаря своим лётно-тактическим характеристикам.
    Среди летательных аппаратов, уже ставших неотъемлемой частью надводных кораблей, появились новые, которые также прокладывают себе путь в ближайшую перспективу и, видимо, найдут применение в новых системах вооружения флотов. Это так называемые летающие платформы. Они могут использоваться различными кораблями даже небольшого водоизмещения. С их помощью возможны эвакуация потерпевших аварию других летательных аппаратов и спасение их личного состава. Освободившись от посадочных корабельных устройств, платформа может перелетать в такое место, куда могут добираться другие транспортные средства.
    В ней видят важное средство для целеуказания ракетному оружию, особенно при отражении воздушного нападения противника на корабли в море.
    Для управления этой платформой и ее обслуживания требуется лишь небольшая техническая подготовка личного состава, которая в большинстве случаев может проводиться на месте в составе подразделения.
    Во флотах все большее применение находят различные беспилотные летательные аппараты. Их возможности часто использовались для ведения фоторазведки со средних и больших высот без риска потерь личного состава. Полученные ими данные передавались операторам наземного центра, находящимся в безопасности. Они также использовались для определения характеристик взрывательных устройств зенитных управляемых ракет, для сбрасывания противорадиолокационных отражателей и создания активных помех, что позволяло высвободить большое количество ударных самолетов для использования по прямому назначению.
    Обучение управлению этими аппаратами намного проще, чем подготовка летчиков-истребителей. Считается, что для подготовки оператора дистанционного центра управления достаточно четыре раза осуществить практическое управление полетом беспилотного аппарата с общим налетом 8ч, в то время как летчику самолета на отработку техники пилотирования требуется совершить 60 полётов с общим налетом не менее 120 ч.
    Разработка инфракрасной аппаратуры, аппаратуры, работающей в условиях слабой освещенности, и компактной радиолокационной станции с высокой разрешающей способностью обеспечит беспилотным летательным аппаратам обзор в любых метеоусловиях.
    Таким образом, основные достоинства беспилотных летательных аппаратов заключаются в том, что они имеют сравнительно невысокую стоимость, значительно меньшие расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание, чем у пилотируемых самолетов, и могут выполнять боевые задачи в гораздо более тяжелых условиях по сравнению с пилотируемыми самолетами, имеют высокую живучесть. Они могут действовать в зонах, не доступных для других летательных аппаратов.
    В связи с этим на беспилотные летательные аппараты возлагаются большие надежды и в большой войне. В частности, буквально через несколько минут после получения сигнала о начале военных действий они могут быть запущены в воздух и включиться и борьбу с противником на суше, на море и даже в воздухе. Они могут ставить мины непосредственно перед кораблями, выходящими из баз, наносить удары по радиолокационным станциям системы ПВО, сбрасывать противорадиолокационные отражатели и создавать активные помехи радиолокационным станциям обнаружения и наведения зенитных ракет, обеспечивая относительно безопасные действия пилотируемых ударных самолетов. Они могут наносить удары по аэродромам и хорошо защищенным целям. Благодаря быстрым и решительным действиям беспилотных аппаратов можно сорвать наступление противника в течение первого часа ведения боевых действий и вывести из строя средства его противовоздушной обороны.
    Использование их в большом количестве может значительно повысить эффективность действий пилотируемых самолетов, особенно при хорошо отработанных совместных действиях пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов.
    В настоящее время беспилотный летательный аппарат имеет некоторые преимущества перед крылатой ракетой: он может вести поиск и опознавать цель перед применением бортового оружия. Беспилотный летательный аппарат, вооруженный противокорабельной торпедой или ракетой с самонаведением на конечном участке её полета, может стать сильной противокорабельной ударной системой дальнего действия. Более того, беспилотные летательные аппараты могли бы сбрасывать гидроакустические буи и передавать информацию о подводной угрозе на корабль управления. Они представляют собой идеальное средство для загоризонтного целеуказания ракетному оружию и наведения противокорабельных ракет на цель на конечных участках их полета на предельную дальность. С кораблей беспилотные летательные аппараты могут применяться для нанесения ударов по наземным целям, ведения борьбы с танками, выдачи целеуказания, в том числе для управляемых артиллерийских снарядов, и, конечно, для ведения радиоэлектронной борьбы в качестве ложных целей при поддержке флотом действий сухопутных войск.
    Опережающими темпами развиваются оружие и боевые технические средства морской авиации. Реализуется широкомасштабная программа создания новых систем высокоточного оружия, получившего название разведывательно-ударных комплексов. Вертолеты и самолеты, оснащенные высокоточными ракетами, рассматриваются как элементы этих комплексов. С их помощью планируется поражать с высокой вероятностью большинство обнаруженных целей без захода носителей в зону эффективной ПВО противника, а также наносить удары по одиночным кораблям и транспортам, пунктам управления, аэродромам, действуя преимущественно небольшими группами самолетов одновременно на широком фронте днем и ночью, в различных метеоусловиях.
    Продолжают интенсивно совершенствоваться и развиваться средства обнаружения подводных лодок, особенно радиогидроакустические буи, продолжающие пока что оставаться основным средством обнаружения подводных лодок противника противолодочной авиацией наземного и корабельного базирования. Основные тактико-технические характеристики радиогидроакустических буев могут быть охарактеризованы в среднем следующими тактическими свойствами. Максимальная дальность обнаружения подводной лодки с помощью современных буев в активном режиме составляет около 10 км, а в пассивном - до 30 км. Определение местонахождения подводной лодки зависит не только от технических характеристик буя, но и от точности определения на борту самолета координат буя, дрейфующего на поверхности моря.
    Постоянной заботой создателей новых самолетов продолжают оставаться средства и способы их противовоздушной обороны.
    Создаются крылатые ракеты с инерциальной и тепловизионной системами наведения общего назначения и в противорадиолокационном варианте с радиолокационной системой самонаведения. Они предназначаются для поражения на дальностях до 100км пусковых установок ЗУР кораблей, командных пунктов и различных береговых сооружении.
    В настоящее время проводятся большие работы по совершенствованию существующих противорадиолокационных ракет, увеличиваются скорость и дальность их полета, расширяется диапазон частот, повышаются помехозащищенность и точность наведения на цель.
    Наиболее перспективной ракетой, предназначенной для массового внедрения на надводные корабли и самолеты, подводные лодки и катера, а также для береговых ракетных комплексов, считается крылатая ракета с различной головной частью. В зависимости от оснащения головных частей и боевого предназначения эти ракеты имеют различные дальности полета.
    Современная крылатая ракета "Томагавк" большой дальности (2500 км) с ядерной боевой частью предназначается для нанесения ударов по важным военным и промышленным объектам в глубоком тылу противника.
    Крылатая ракета "Томагавк" другой модификации предназначается для поражения обычной боевой частью различных береговых объектов, а также аэродромов, позиций ЗРК, мест скопления боевой техники и живой силы, железнодорожных узлов на дальностях до 500 км. Меньшая дальность стрельбы, чем у ракеты с ядерной боевой частью, объясняется наличием мощной боевой части массой 500 кг и отсутствием дополнительных баков в головной части ракеты.
    Эта крылатая ракета в зависимости от поражаемой цели может также оснащаться моноблочной или кассетной боевой частью массой 400-500 кг, которая снаряжается различными бомбами, разбрасываемыми в воздухе. Для поражения, например, взлетно-посадочной полосы аэродромов ее снаряжают бетонобойными бомбами, с помощью парашютной системы опускающимися на взлетную полосу и посредством головного кумулятивного заряда пробивающих отверстия в бетонном покрытии. Для поражения скоплений боевой техники и живой силы кассетная часть может оснащаться различными осколочными бомбами.
    Третья модификация этой ракеты предназначена для поражения обычной боевой частью надводных кораблей противника на дальностях до 500 км.
    Совершенствование средств ПВО выдвинуло так же проблему увеличения дальности действия и точности применения авиационных бомб. Вероятная круговая ошибка обычных бомб составляет около 200м, а у управляемых она уменьшается до 3-5м. Ведутся работы по оснащению обычных авиабомб калибром 110-130 кг лазерным полуактивным устройством наведения с системой управления аэродинамическими поверхностями, а также по введению дополнительного крыла для увеличения дальности горизонтального планирования.
    Еще с одним летательным аппаратом многие военные специалисты связывают большие надежды на выполнение обширного круга боевых задач на широких океанских просторах. Речь идет о дирижаблях. Почему же возродился интерес к этому виду летательных аппаратов, который был абсолютно утрачен после ряда катастроф, случившихся в 30-х годах нашего столетия?
    Обусловлено это рядом технических и социально-экономических причин. В технике появились новые материалы и возможности, которые не могли быть использованы на "Графе Цеппелине" и последующих дирижаблях первой половины XX века. Это легкие, но прочные конструкционные материалы (пластмассы, синтетические пленки и другие полимеры), ЭВМ, низкая стоимость невоспламеняющегося гелия, который можно использовать вместо опасного водорода, применявшегося в довоенные годы, когда гелий был очень дорог.
    Социально-экономические перемены выражаются в резко возросшей стоимости горючего. Возможность перевозить по воздуху большие грузы при малом расходе топлива привлекает к себе все большее и большее внимание. Использование дирижаблей может обеспечить реализацию многих преимуществ воздушных перевозок при сравнительно низких затратах и относительно небольшом увеличении времени доставки грузов в места их назначения.
    По всей вероятности, единственно серьезной причиной, мешающей более быстрому развитию и применению дирижаблей, является то, что для эффективного их использования потребуются средства на создание причальных устройств и погрузочно-разгрузочного оборудования, поскольку нельзя рассчитывать на использование существующих аэропортов для удобной и тем более безопасной работы дирижаблей.
    ВМС заинтересованы в создании дирижабля для доставки грузов на корабли в море и с кораблей на берег. Сейчас делаются попытки дальнейшего развития этот проекта, в первую очередь для материально-технического обеспечения отдаленных объектов, кораблей в море, для прокладки трубопроводов и других аналогичных задач.
    Вместе с тем рассматриваются и многие сугубо военные аспекты дирижаблестроения, направленного на создание таких летательных аппаратов, которые могли бы успешно вести боевые действия самостоятельно или участвовать в них в составе флотов на океанских театрах военных действий.
    Один из проектов такого воздухоплавательного аппарата предполагает иметь атомную силовую установку, длину корпуса примерно 300м, диаметр 75м. Несмотря на объем свыше 700 тыс.м3, он сможет летать со скоростью 100 узлов при мощности двигателей не более 25 тысяч л.с., будет иметь большие медленно вращающиеся хвостовые соосные воздушные винты противоположного вращения.
    Полезная нагрузка этого летательного аппарата, достигающая 320 т, может включать различные боевые средства, в числе которых могут быть противолодочные самолеты с вертикальными взлетом и посадкой, противолодочные радиогидроакустические буи, буксируемые гидролокаторы, радиолокаторы, средства радиоразведки и РЭБ, аппаратура для обработки информации и ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" как тактическое оружие.
    Устойчивость дирижабля в полёте и отсутствие вибрации создают благоприятные условия для работы чувствительной электронной аппаратуры. Благодаря способности нести на своем корпусе антенны диаметром 60м и более дирижабль может стать воздушным противолодочным средством с возможностями, выходящими за пределы всего, что когда-либо было достигнуто в этой области. Специалистов по антеннам не удовлетворяют существующие ограничения частот, коэффициенты усиления и разрешающая способность, обусловленные размерами параболических антенн, которые могут нести самолеты. Дирижабль может открыть целую серию новых размеров, частот и рабочих характеристик антенны.
    В настоящее время главным средством обнаружения подводного противника, конечно, является гидроакустическая станция (ГАС). Однако очень часто её работе мешают шумы от корпуса корабля и винтов, особенно в режиме шумопеленгования. ГАС, буксируемая дирижаблем, не будет испытывать таких помех и окажется особенно эффективным средством при скрытном слежении за подводными лодками противника. Буксируемая дирижаблем, акустическая антенна, так же как и его радиоантенны, может иметь огромные размеры и высокие рабочие характеристики.
    При большой полезной нагрузке дирижабль сможет также нести крупные противолодочные радиогидроакустические буи и устанавливать их с большой точностью на заранее выбранных позициях, а после их установки, патрулируя поблизости, вести контроль за количеством, местонахождением и функционированием установленных буев.
    Имея на борту средства для поиска, обнаружения и сопровождения воздушных целей, дирижабль сможет действовать в отдаленных районах океана в качестве основного передового воздушного элемента линии дальнего радиолокационного обнаружения и, обладая большими дальностью и продолжительностью полета, обеспечит контроль за отдаленными районами Мирового океана.
    Несмотря на большие возможности дирижаблей для борьбы в наступательных и оборонительных целях, все еще продолжаются дискуссии об использовании их в ближайшей перспективе.
    Дело в том, что до сих пор существует мнение о дирижабле как о недостаточно надежном летательном аппарате. Однако дирижабль "Граф Цеппелин" с 1928 по 1937 гг. совершил 590 полетов, в их числе 144 полета через океан, а американский дирижабль "Лос-Анджелес" поставил рекорд успешных полетов за восемь лет до этого (сдан на слом в 1932 г.).
    По мнению специалистов, в настоящее время дирижабль представляет собой крупную тихоходную цель, так же как большинство надводных кораблей, в то время как самолеты по сравнению с ними невелики по размерам и летают на больших скоростях. Но если дирижабль подобно кораблю и подводной лодке разделить на отсеки, то его живучесть намного возрастет. Например, пробой трубопровода гидравлической системы может привести к гибели самолета, а для дирижабля последствия этого, вероятно, будут менее значительными, если, конечно, будут предусмотрены дублирующие линии и системы, а также доступ к любой точке конструкции для ремонта его в полете службой живучести.
    Во избежание пожара дирижабль будущего должен наполняться гелием. Если у него не будет атомного двигателя, то его горючее может быть желатинизированным, выхлопные газы будут проходить но системе труб и охлаждаться, что не будет демаскировать его в инфракрасном спектре излучения.
    Дирижабль сможет нести на себе различные беспилотные и пилотируемые летательные аппараты и будет оснащен новейшими средствами РЭБ. К тому же он будет иметь свои оборонительные средства. Самолет противника, которому удастся приблизиться к нему вплотную, будет поражаться ракетами, управляемыми по проводам, которые невосприимчивы к помехам от местных предметов и к радиопомехам, при соответствующем управлении человеком способны следовать за уклоняющейся целью и не могут быть использованы с обычных самолетов.

    Таким образом, хотя дирижабль и не предназначен для участия и бою непосредственно, он может, тем не менее, использоваться с большой эффективностью в интересах боя.
    Под влиянием научно-технического прогресса в прогнозируемый период, могут появиться и другие средства борьбы, которые найдут применение и развитие в морской авиации и еще больше увеличат её возможности в боевых действиях на море.


Н.П.Вьюненко, Б.Н.Макеев, В.Д.Скугарев. "Военно-морской флот: Роль, перспективы развития, использование".
Под редакцией Адмирала Флота Советского Союза С.Г.Горшкова.
Москва, Военное издательство, 1988г.

Используются технологии uCoz