Русские любят брать чужое. То есть заимствовать чужие традиции. Чуждые местной
культуре обычаи обладают в представлении русского человека огромной притягательной силой.
Это, конечно, не распространяется на какие-нибудь скучные пуританские ограничения.
Русское сознание уверенно вычленяет из обрядов иных культур - самые бессмысленные
или самые яркие.
С большим размахом празднуют в России День Св.Валентина и католическое Рождество.
И, конечно, - первый в рейтинге - Хэллоуин - бодрый языческий праздник: ночь,
когда мир рождается заново, и грань, разделяющая материальное и метафизическое,
истончается. Как известно, в это время существа из других миров являются в мир людей.
Русские очень любят этот праздник. Только не понимают, почему его отмечают всего
раз в году. Российская реальность позволяет предположить, что дней, когда мы
встречаемся с ведьмами, вампирами и троллями, в календаре гораздо больше.
РULSE (ноябрь 2001) исследовал вопрос и, недавно отпраздновав Хэллоуин вместе со всеми,
предлагает читателю краткий справочник "Кто есть кто в мире нечистой силы".
В Е Д Ь М Ы
Облик: Говорят, что ведьмы выглядят как обычные женщины...
Или, что все женщины - ведьмы. Это утверждение основано на житейском опыте исследователей.
Считается, что у ведьмы должны быть небольшой хвост и рожки, замаскированные
прической или элегантным головным убором. Кто-то пытается распознать ведьму по
особенному "тяжелому взгляду" (впрочем, в Петербурге этот метод не действует - взгляды,
которыми здесь обмениваются, беспредельно расширяют список подозреваемых).
Канонический образ ведьмы - хромая старуха с горбом и дурным характером.
Другая версия - молодая, более или менее привлекательная женщина.
Характер: Вредный. Предназначение ведьмы - вредить всем, всегда и везде:
наводить порчу, насылать дождь и ураган, околдовывать людей, превращая их во всякую
гадость. Все эти бессмысленные занятия требуют колоссальных энергозатрат.
Надо ли удивляться, что характер у ведьм портится!
Поведение: Ведьмы ведут себя нервозно. Любят кричать на подчиненных
и близких родственников. Любят самоутверждаться всеми возможными способами.
Часто занимают высокие посты. Истерически скупают остромодные вещи в бутиках,
корчатся по-всякому, чтобы обратить на себя внимание. Активность ведьм обостряется
по праздникам, в полнолуние и в грозовые ночи. В это время они слетаются на шабаш.
Традиционные места сбора - перекрестки или "лысые" горы.
Места проживания: Везде.
Питание: Ведьмы всеядны. Могут притворяться любительницами индонезийской
или японской кухни, но никогда не побрезгуют и первым встречным. Сожрут и ритуально
"покатаются-по-валяются на его белых косточках".
Способы борьбы: Кто-то выманивает ведьму к костру и там обливает ее водой,
кто-то "заговаривает" трубы на крыше, чтобы ведьма не влетела в дымоход,
очерчивает мелом круги вокруг дома и рисует кресты на дверях и окнах. Характерно,
что ведьм вокруг меньше не становится.
Популярная литература о ведьмах: "Молот ведьм".
Р У С А Л К И
Облик: Бледные девушки с длинными зелеными волосами и венками из зелени,
полуженщины-полурыбы, иногда в красных платьях, реже (у северных русских) - уродливые
старухи, заросшие шерстью, с отвислыми большими грудями и синим лицом.
Характер: Довольно лицемерный. Трагическое сочетание красоты и коварства.
Но русалок можно понять: это утонувшие или умершие до свадьбы девушки. Что им остается?
Поведение: Любимые занятия - раскачиваться на ветвях берез и прибрежных ив,
расчесывать волосы на берегу ручья, в полночь водить хороводы и бегать по хлебному полю,
хохоча и заманивая парней. Водяницы обычно затаскивают их ради забавы в речку и топят.
Еще могут защекотать до смерти или обернуться возом сена, красной коровой или теленком.
Место обитания: Около воды, в ржаном поле, на перекрестках дорог и на кладбищах.
Появляются обычно с Троицы до Петрова дня или на русальной неделе (следующей за Троицей).
Особенно опасны в четверг.
Питание: Никто и никогда не заставал купалок за обедом.
Возможно, девушки на диете.
Способ борьбы: Главное, не разговаривать с русалками, не ругать их
и не пугаться. Тогда, возможно, они помогут вернуть пропавшую корову и позабавят
ребенка в поле. В русальную неделю лучше не купаться и ходить с полынью - ее русалки
боятся. Заклятие против русалок - "Ау, ау шихарда, кавда! Шивда, вноза, митта, миногам,
Каланди, инди, якуташма, биташ, Окутоми ми нуффан, зидима" - хранится знахарями в тайне.
Популярная литература о ведьмах: В народных сказках описываются мимолетные
встречи с лоскотухами. А.Пушкин развивает трагический сюжет: "На третий день
отшельник страст-ный... Сидел и девы ждал прекрасной... Заря прогнала тьму ночную:
Монаха не нашли нигде, И только бороду седую Мальчишки видели в воде". ("Русалка").
Г Н О М Ы
Облик: Невысокие и коренастые. Крепкого телосложения. Носят пышные бороды.
Одеваются в кафтаны невыразительных расцветок и такие же колпаки.
Характер: Обстоятельный. Гномы деловиты, хозяйственны и необычайно
выносливы. Некоторые эльфы считают их недалекими. Напрасно. Гномы интересуются
различными областями знания: неплохо разбираются в геометрии, картографии, геологии.
Владеют ремеслами: они великолепные рудокопы и кузнецы. Знают и могут открыть
местонахождение, кладов (это в теории, на практике - делают это неохотно).
Поведение: Гномы любят, как следует, поработать, а потом посидеть за
кружкой эля. Любимый досуг, - расположившись у камина, вести нескончаемый рассказ
о былом (такой рассказ труден для непосвященного, так как изобилует подробностями
и действует как снотворное). Иногда гномы поют хором, причем делают это так же
неторопливо и серьезно, как и все остальное в своей жизни.
Места проживания: Пещеры и подземелья.
Питание: Все как у людей. Поесть гномы любят.
Способы борьбы: Против гномов бессильны яды и заговоры. Они сами при
случае могут неплохо колдовать. Но зато не любят воду и не умеют плавать - сразу
"топором" идут ко дну.
Популярная литература о гномах: сказки братьев Гримм, книги Д.Р.Толкиена,
Ника Перумова и так далее.
К О Щ Е Й Б Е С С М Е Р Т Н Ы Й
Облик: Скелет в плаще, со сверкающими глазами-изумрудами и хрустящими клешнями.
Характер: Окаянный и безжалостный. Погубить всех: Марью-царевну,
Ивана-царевича - смысл загробной жизни Кощея.
Поведение: В злобе - мечется, как цепная собака, гремя костями.
Сечет слуг, ругается: "Черти!".
Место обитания: Освобожденный Кощей - в высеченном из карбункула дворце
в подземном царстве. В неволе - прикованный на двенадцати цепях в чулане у царя.
Питание: Несколько ведер воды в день.
Способы борьбы: Боится церквей, крестов с мощами. Можно спалить
Бессмертного, а пепел пустить по ветру. Но лучшее средство: сломать иголку в яйце,
которое в утке, а утка в ларце, а ларец на дубе...
Литература: "Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче,
о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны,
Кощеевой дочери" В.Жуковского. "Марья Моревна" и русские сказки.
Т Р О Л Л И
Облик: Безобразные гиганты. У некоторых - по две-три головы.
Физиономии грубые злобные и неотесанные. Волосы грязные и спутанные
(тролли вообще нечистоплотны). Ноги гигантского размера. Обладают огромной силой,
но невероятно глупы.
Характер: злобный и кровожадный.
Поведение: Необузданное. Любят нападать на одиноких путников и
привязываться к ним с дурацкими разговорами. Обычно в финале пытаются съесть собеседника.
Места проживания: Горные пещеры, где тролли хранят свои сокровища.
Питание: В меню - люди, животные и все, что попадется под руку:
тролли неразборчивы, а аппетит у них огромный. Злоупотребляют алкоголем.
Способы борьбы: На солнечном свете тролли превращаются в камень.
Так что задача потенциальной жертвы - заговорить глупого тролля до рассвета.
Тут годится древняя игра в загадки. Тролли, мало того, что не отличаются умом,
но еще и не по-хорошему азартны.
Популярная литература о троллях: Произведения германо-скандинавской мифологии,
К.Сайма-ка, Д.Р.Толкиена.
В А М П И Р Ы
Облик: Вампиры похожи на людей. Отличаются только бледностью,
которую принято называть "интересной". У настоящего вампира холодная кожа, холодное сердце
(оно не бьется) и холодный, оценивающий взгляд. Вампиры моложавы, одеваются обычно
в классическом стиле (хотя есть исключения). Следят за собой - тщательно полируют
ногти и чистят зубы.
Характер: Настойчивый. Целеустремленность граничит с зацикленностью.
Вампир часами может преследовать свою жертву - не отходить от нее на светском рауте
или конференции, душить разговором или поцелуем, заманивать.
Поведение: Когда вампир долгое время лишён свежей крови, он скучнеет и чахнет.
Но стоит появиться потенциальной жертве - наивной и полнокровной - оживляется.
Тут вампира можно распознать по характерному причмокиванию. Правда, сегодня,
когда об этой поведенческой особенности пишут все СМИ, упыри ведут себя сдержаннее.
Места проживания: Большие города. Вампиры с удовольствием бывают в местах
большого скопления людей. Не правы те, кто рассчитывает встретить вампира на кладбище
или на пустынной аллее поздней порой. Ему там нечего делать. Когда на город падает ночь,
истинный вампир стремится в клуб, ресторан, театр, на худой конец, в гости.
Питание: Однообразное.
Способы борьбы: Традиционные - то есть связка чеснока, осиновый кол в сердце,
серебряная пуля и проточная вода, на самом деле, неэффективны. Кол не убивает вампира,
а только парализует. Зато безотказно действует солнечный свет. На свету вампиры быстро
погибают. Вы можете распознать упыря по солнечным очкам, которые он постоянно носит
даже в Петербурге, с его близким к заполярному климатом.
Популярная литература о вампирах: произведения А.К.Толстого, Н.В.Гоголя.
Д О М О В О Й
Облик: Постоянного вида не имеет: может предстать маленьким старичком,
покрытым шерстью, или - кошкой, мышкой, тенью на стене, а то и самим хозяином дома.
Характер: Зависит от домочадцев: к трудолюбивым добр, к нерадивым беспощаден.
Им он засоряет навозом двор, сбрасывает их с печки посреди ночи, наваливается на грудь
и давит.
Поведение: Стучит, кряхтит, скрипит. Любит попроказничать: щекотать спящих,
прятать вещи.
Место обитания: Из дома и со двора не выходит, излюбленные места - хлев,
чердак, под печкой, сенной амбар.
Питание: "Харч для домового" хозяева оставляют после ужина. На Рождество,
под Новый год, в Чистый четверг Пасхальной недели - у доможира богатые банкеты:
домочадцы пытаются его задобрить блинами, яйцами и кашами.
Способ борьбы: Есть несколько правил: на обращения домовида не
откликаться - иначе заболеешь, почаще оставлять ему кашу, при переезде в новый дом
обязательно позвать с собой - не то обидится, увяжется сам и будет потом вредить.
Литература: "Народные русские сказки" А.Афанасьева,
"Сказки и предания Северного края" И.Карнауховой.
Л Е Ш И Й
Облик: Волосатый, выше дерева, толстый (хороводы можно водить),
с зеленой бородой, возможно, без ушей и ресниц. Пучеглаз. С синей кровью.
Вообще, может явиться в образе кого угодно: дикого козла, жеребца или поросенка.
Страшнее всего - с небольшими рогами и хвостом, "под черта". Увидеть лесовика можно
через уши лошади и через хомут.
Характер: Творческая, ветреная натура - таким хоть всю жизнь в прятки играть.
Хотя встречаются семейные лешаки: у них уродливая лешачиха (косматка),
дети с головами-пивными котлами.
Поведение: Лешак - "блуд" и "водило": сбивает жертв с дороги,
работая "зхом". Визжит на разные голоса и дразнится. Иногда может позвать в гости
на пиво, вино и пироги.
Место обитания: Носится по лесу как угорелый, ударяя себя погонялкой.
Сидит на деревьях, подкарауливая. Либо проживает в избушке на курячьей голяшке,
украшенной человечьими костями.
Питание: Считается, что живет без пищи. Хотя неизвестно - откуда тогда
кости вокруг дома?
Способ борьбы: После молитвы или отборного мата, как следует крикнуть
"овечья морда, овечья шерсть" и перевернуть одежду на левую сторону. Помогает соль и огонь,
рябиновые и липовые палочки. Лучшее средство - выстрел в лешака медной пуговицей.
Литература: В фольклорных сборниках А.Афанасьева леший - неопасное существо
("Иван-царевич и белый полянин") или, как у В.Жуковского в "Сказке о царе Берендее",
зеленый старичок, напоминающий: "Не пора ли должок заплатить?".
В О Д Я Н О Й
Облик: Грязный, зеленый, волосы, как бодяга. Борода из тины, тело в рыбной чешуе,
верхом на соме. Иногда водяник - весь рыба, "щука без наросного пера" или лошадь.
Характер: Неуловимый и своенравный: рвет удочки рыбаков, разгоняет рыбу.
Водяника можно поймать, попросив в обмен на свободу большой выкуп.
Поведение: Водяные любят пошалить: сердится - вода рябит, женится - наводнение.
Тонущих людей водяник утаскивает к себе. Те тоже становятся водяными, а утопленница,
возможно, невестой водяного шишка.
Место обитания: В речках и болотах, даже ручьях. Но излюбленные места
скопления - омуты у мельниц, водовороты и "провалы под землей", куда водяники уходят
жить на зиму вместе с русалками и утопленниками.
Способы борьбы: Хорошо бросить воз испорченного хлеба, сдохшую лошадь
или лошадиный череп под воду - лучшего подарка для водяного шишка не придумаешь.
Ловить рыбу надо без разговоров - водяной не любит шума. Если нашли у воды гребень
водяника - немедленно верните. Рассерженный, он опасен в Иванов, Петров, Ильин дни:
в это время требует особых жертв, и лучше не купаться.
Литература: "Повесть о бесноватой жене Соломонии".
"Морской царь и Василиса Премудрая", русские народные сказки.
К И К И М О Р А
Облик: Небольшая неряшливая старушка в лохмотьях и в волоснике, дух дома
и подворья, супруга домового, иногда - лешего. На улице появляться боится: вдруг
ветер унесет.
Характер: Скрытный и вредоносный. Невидимая кикиморка любит подействовать
на нервы: "никого не видно, а человеческий голос стонет; как ни сядут за стол,
сейчас же кто-то скажет: "Убирайся-ка ты из-за стола-то!" (из рассказов).
Поведение: По ночам бросается камнями, перебегает из комнаты в комнату,
гремит крынками. Особенно рассердившись, может состричь у домочадцев волосы.
В хорошем настроении прядёт, подпрыгивая, громко стуча коклюшками и предвещая
изменения в жизни обитателей дома. Если прядёт на передней лавке - кто-то умрет.
На Святках кикиморка рожает: дети (шулыканы) тут же вылетают через трубу на улицу,
где живут до Крещения.
Место обитания: Живет в доме, в бане, в хлеву и в пустых домах. В кабаках.
Способ борьбы: Окропить дом святой водой, лучше всего 17 марта,
в день Герасима Грачевника, и произнести заклинание: "Ах, ты гой еси, кикимора домовая,
выходи из горюнина дома скорее, не то задерут тебя калеными прутьями,
сожгут огнем-по-лымем и черной смолой зальют". Для верности хорошо повесить в хлеву
или в курятнике старый лапоть или "свинобойную" палку.
Литература: В сказках она чаще всего - Кикимора Болотная, одинокий
персонаж без определенного жительства в лесу.
О Б О Р О Т Н И
Облик: Зависит от того, в кого превратился ле-ший. водяной, черт или ведьма. Достаточно "пере-кинуться" через воткнутый в землю нож или через коромысло. Заколдованные мужчины и женщины превращаются обычно в медведя или в свинью. По-четнее всего - в волка. Это волкодлаки, они же упыри. Известен случай, когда во время гражданс-кой войны волкодлаком оказался жестокий парти-занский командир. Животных-оборотней можно от-личить по необычному поведению или виду; белая полоса на шее волка, бесхвостая сорока.
Характер: Ненадежный. Оборотка всегда себе на уме.
Поведение: Обертуны часто рыщут без мотива-ций. Иногда есть определенные цели: уморить жерт-ву или разведать места богатых промыслов. Может неожиданно подкатиться - клубком или клочком сена.
Место обитания: Обращенные стараются дер-жаться поближе к жилью: скучают по людям. Кол-дуны-оборотни встречаются, где угодно - налимом плавают под водой, птицей летают в небе.
Питание: Особо опасные оборотни питаются, как упыри, - кровью и мясом.
Способ борьбы: Ударить наотмашь, покалечить, отрезав лапу лучше всего "змеиным топором" (ко-торым убили змею).
Литература: Чаще всего в литературе упомина-ются заколдованные оборотни: трогательный "зверь лесной, чудо морское" из "Аленького цветочка" С. Аксакова, лягушка Елена Прекрасная, "обернув-шиеся" не по собственной воле. Вервольф В. Пе-левина, наоборот, слышит зов и становится волком самостоятельно.
Б А Б А - Я Г А
Облик: Подслеповатая старуха с костяной ногой, растрепанными волосами и
большими грудями. Кости местами выходят наружу, сосцы висят ниже пояса. Костеногость
ягихи исследователи связывают с ее звероподобным или змееподобным происхождением,
либо - из царства мертвых. Ведьма, мать змеев, русский Харон.
Характер: Истерический. Известно три проявления. В благосклонном
расположении духа яга дает герою коня, советы и подарки, через неделю в дурном
настроении она уже летит похищать детей, либо - резать ремни из спин героев.
Поведение: Непредсказуемо. На помеле или в ступе она ездит за человечьим
мясом, пытается изжарить в печи детей. Ступу везут черти, все стонет, скот ревет.
Иногда ягая быстро бегает, подгоняя саму себя помелом, и плетет интриги против
Кощея и Змея Горыныча.
Место обитания: Где-то на болотах, в "избушке на курьих ножках" с забором
из человеческих костей и черепов, с засовами из рук и ног, с замками из челюстей с
острыми зубами. Там ягабиху очевидцы находили часто в неестественном положении:
на печи, "нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны,
сама зубы точит" (из рассказов). Такая вполне может обернуться змеихой, коровой или кобылой.
Питание: Любит жареных детей.
Способы борьбы: Против таких всесильных персонажей известно одно
средство - хитрость. Усадить вместо себя на лопату - и в печь, или заманить на
непрочный мост через огненную реку.
Литература: В русских сказках баба-яга злая и добрая. То она грозится
поместить череп Ивана-царевича на шест около избушки, то вдруг после традиционного
приветствия "Фу! Фу! Русской коски слыхом было не слыхать и видом не видать,
а нынче русская коска сама на двор пришла!" советует Ивану-царевичу,
как "доступать Елену Прекрасну" ("Царевна-лягушка").
З О М Б И
Облик: Смотри клипы Майкла Джексона Ргоdigy.
Характер: Согласно компетентным источникам, зачатков разума у зомби не
наблюдается, зато есть "инстинкт кровопускания". Ведут они себя соответственно.
Поведение: Как и положено "оживленным мертвецам", зомби проводят время
в поисках жертвы. Слепо подчиняются командам шаманов Вуду.
Место проживания: Например, Гаити.
Способы борьбы: Убить зомби невозможно, по определению. Можно попробовать
сжечь. Но и после этого скелет будет упрямо нападать на вас.
Популярная литература о зомби: Исследования американских этнобиологов,
раскрывших тайну зомбирования (согласно последней версии, чтобы превратить человека
в зомби, шаманы Вуду готовят специальную психотропную смесь, которая, попадая в кровь,
вызывает замедление всех жизненных процессов).
Э Л Ь Ф Ы
Облик: Хрупкие и привлекательные создания. У эльфов большие глаза (
которые отлично видят в темноте), длинные волосы, нежные голоса. Они не знают
болезней и старости. На спине у эльфов трепещут прозрачные крылышки. Некоторые
источники утверждают, что эльфы "выше людей". По другим данным, из них получаются
идеальные спутники для Дюймовочек. Одеваются эльфы сказочно: в шелка. Питают
слабость к драгоценным камням.
Характер: Ангельская внешность сочетается с язвительным нравом.
Эльфам присуще лукавое коварство: соблазн подшутить над человеком или другой,
столь же неповоротливой тварью, слишком велик. Но шутки их беззлобны.
Поведение: Эльфы ходят бесшумно и умеют отлично прятаться. Они превосходные
маги и никакие - воины. Любят петь и танцевать при луне и звездном мерцании.
Место проживания: лес.
Питание: Очень неубедительное легко-весное меню - нектар, роса и тому подобное.
Способы борьбы: Бороться с эльфами трудно, а главное - ни к чему!
Ничего плохого они не делают. К тому же против них практически бессильны любые заклинания.
Популярная литература об эльфах: сказки Г.Х.Андерсена, "фэнтази" Д.Р.Толкиена,
Ника Перумова.
У П Ы Р Ь
Облик: В миру - злой колдун или "заложный" покойник (самоубийца, опийца),
а теперь - налитый кровью вампир, днем отдыхающий в гробу лицом вниз и не подвергающийся
тлению. Ночью поэтому отлично выглядит - можно принять за нормального человека.
Правда, вредоносный еретик громко причмокивает и прищелкивает. Легко распознать
ребенка-упыря - у него двойной ряд зубов.
Характер: Меланхоличный зануда. Иногда имеет наглость появляться в приличном
обществе живых и беспокойно требовать табака с донником.
Поведение: Ближе к ночи ведьмак проникает в дом к врагу или родственнику - попить
крови и поесть мяса. Жертвы погибают, после смерти превращаясь в оборотней-кровососов.
Место обитания: Большую часть времени сидит в могиле. Известны поверья о
целых селениях упырей в Герцеговине.
Питание: Кровью и мясом. Поэтому особо опасные покойники считаются
распространителями эпидемий.
Способы борьбы: Как с ведьмами - воткнуть в грудь осиновый кол, прочесть молитву.
Литература: Знаток русских, боснийских и итальянских упырей - А.Толстой.
В "Семье вурдалака" и "Упыре" бесчинствует как раз тот тип ведьмаков, что пьет кровь
у родственников: "...теперь Сугробина гнусный упырь, который только ждет случая,
чтобы насытиться человеческою кровью. Смотрите, как она глядит на бедную девушку;
это ее родная внучка, ...я вас уверяю, не пройдет и трех дней, как бедняжка умрет.
Доктора скажут, что это горячка... но вы им не верьте!" ("Упырь").
П Р И В Е Д Е Н И Я
Облик: Любой. Привидения являются в облике девушек с распущенными волосами
и стариков с бородами до пояса, могут предстать в виде процессии или одинокой фигуры,
детских пальчиков или отрезанной конской головы, белого воздушного столба и блуждающих
огоньков.
Характер: Есть вполне безобидные привидения, есть озлобленные и опасные.
Встречаются привидения-меланхолики: в полночь такой экземпляр вываливается из стены,
заламывает руки и оглашает коридоры тихими горестными воплями. Привидения-холерики
менее предсказуемы: могут наброситься с криком или обвить шею холодными пальцами,
дико завывая и хохоча.
Поведение: Зависит от предыстории. Привидение может просто "показываться".
А может и преследовать (например, человека, совершившего какое-нибудь злодеяние).
Места проживания: Старые дома, фамильные замки, развалины, кладбища,
перекрестки дорог, болота. мосты, водяные мельницы и так далее.
Питание: Считается, что привидения не материальны и подобные вопросы их
не интересуют.
Способы борьбы: Не верить в привидения, как это делала самодовольная
американская семья в "Кентервильском привидении" 0.Уайльда.
Популярная литература о привидениях: сказки всех времен и народов.
Г О Б Л И Н Ы
Облик: Невысокие и безобразные. За людей могут сойти только издали. Волосы
и кожа зеленые. Руки свисают до колен. Уши заострены кверху. Носят одежду из грубо
выделанной кожи и нелепые шлемы на голове.
Характер: Плохой. Гоблины - злобные твари, известные своими тупыми и
жестокими шутками.
Повеление: Излюбленное занятие гоблинов: нападать и чинить насилие.
Места проживания: Мрачные и душные пещеры и подземелья.
Питание: Питаются чем попало. В основном, всякой дрянью.
Способы борьбы: Гоблины туповаты, и этим можно воспользоваться.
Кроме того, они странно реагируют на солнечный свет: попав под лучи солнца,
демонстрируют признаки, сходные с опьянением.
Популярная литература о гоблинах: книги Д.Р.Толкиена и Ника Перумова.
Изучив это пособие, вы наверняка обнаружите, что и в вашем окружения
немало гоблинов! :)))
Н.Кожевникова, А.Сметанина, рис.: Д.Непомнящий, О.Попугаева.
|