ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
или УШАТ ВОДЫ ИЗ БАРЕНЦЕВА МОРЯ - 2
    Как показывает печальный опыт грязной возни вокруг погибшего атомохода "Курск", финансовая и политическая жизнь после смерти не только не прекращается, но и поднимается на более высокий уровень.
    Как это не печально, но самые большие наши опасения подтверждаются. Скорее всего, в этом году АПК не поднимут. И объяснено это будет "независящими обстоятельствами". Конечно, какой там подъём, если "стихия разбушевалась"? Всеми силами оттягивая момент подъёма, вырезая в корабле "технологические отверстия", отпиливая первый отсек корабля, альянс по подъёму судна теряет драгоценное время и усиленно тратит деньги на безнадёжное и бессмысленное предприятие. Но какова истерия!
    Ни один выпуск новостей не обходит своим вниманием "проблему "Курска". Ни одна газета не гнушается любого повода поднять свой тираж, и соответственно, ещё больше подстегнуть ажиотаж вокруг этого мероприятия. С упоением сообщается нам, что порвалась ещё одна пила для резки отсека. С искренним сожалением нас уведомляют о плохой погоде в месте проведения операции. Ведь погода опять не дала возможность вертолёту с журналистами "обозреть с высоты птичьего полёта" работы в Баренцевом море. Забавно, что они там собираются сейчас "обозревать"? Небольшую группу кораблей, стоящих над лодкой? Так ведь лодка под водой, не видно её ни с вертолёта, ни даже со специального "журналистского" корабля, иногда подходящего к месту аварии.
    Зато, создан уже огромный пресс-центр для "освещения репортажами работ по подъёму…" ну и так далее. Да, осветить есть чем. Если отобрать у каждого журналиста накамерный и прочий свет, вспышки у фотографов, то можно будет действительно осветить всё Баренцево море. Но, отбирать никто ничего не собирается. Более того, создаются как можно более комфортные условия для "освещения по-журналистски". Направо и налево раздаются (продаются?) эксклюзивные права на съёмку как самой операции по подъёму, так и права на "менее значительные" моменты операции. Умело подогреваемая шумиха набирает обороты. Если предположить, что ситуация с "освещением" будет развиваться линейно, то к концу сентября в выпусках новостей не останется места даже для спортивных новостей. Только для прогноза погоды в месте гибели АПК. Дело доходит до смешного: газета МПС "Гудок" на первой полосе размещает статью под "хлестким" названием "КУРСКУ ВРЕМЯ - ПОТЕХЕ ЧАС". Это о том, что в Мурманске отменены торжества по случаю дня города.
    Внимание всей страны приковано к этой "затее с лодкой". Те, кто живут подальше, заключают пари, будет ли крейсер поднят в этом году или нет. А те, кто живут поближе, запасаются продуктами и неиспользованными отпусками, чтобы в случае, если АПК всё-таки поднимут и потащат в Росляково, "схватить" семьи и рвануть подальше. И чем ближе к эпицентру возможного последнего пристанища лодки, тем больше страха. В том же Росляково и близлежащих населённых пунктах, одного йода продано больше, чем за прошлые двадцать лет вместе взятые. Уже зафиксированы случаи отравления лекарствами "от радиации". Власти же с упорством, достойного лучшего применения, устанавливают в городе информационные щиты, показывающие гамма-фон. Как заезженная пластинка звучат заверения Минатома в безопасности реакторов (это - один из редких случаев правдивой информации), но у нас не принято верить действительно уважаемой организации. У нас верят СМИ.
    Так чего же хотят люди, руководящие подъёмом? Денег. Прежде всего, денег. Ведь если операция подъёма корабля растягивается на неопределённые сроки (подъём первого отсека уже перенесён на следующий год, а поднимут ли "Курск" в этом году, то тут ещё бабушка надвое сказала), то, и финансирование проекта, стало быть, тоже растягивается. А проследить за финансовыми потоками, растянувшимися во времени на годы, во всяком случае у нас, мягко говоря, затруднительно. Не будем сходу и огульно обвинять всех участников операции - это будет в высшей степени несправедливо. Те же водолазы, выполняющие безмерно тяжёлую, вредную для здоровья, да и просто опасную для жизни работу, ни в чём не виноваты. Более того, мы преклоняемся перед их смелостью, профессионализмом и психологической устойчивостью. В прошлом году они подняли несколько тел наших моряков и огромное им за это спасибо. Руководители предприятий, на которых выполнялись заказы по сооружению оборудования для подъёма тоже вряд ли хоть в чём-то виноваты. Да, заводы получили заказы и финансирование, но и работали как проклятые. А вот "затейники" - руководители всяческих комиссий, разработчики технологии подъёма… Ну неужели не ясно было с самого начала, что сроки будут срываться, а запаса времени в сентябре уже нет? Сегодня на месте аварии туман, а через неделю начнутся штормы. Сколько раз нам была продемонстрирована "уникальная пила, которая разрежет всё"? Сегодня заменили третью. Но ведь ещё в прошлом году было известно, на каком грунте лежит "Курск" (сейчас они сетуют, что им мешают камни и неизвестно откуда появившееся на месте резки бортовое оборудование корабля), и то, что внутри корабль сильно разрушен. Стало быть, завален сместившимся со штатных мест оборудованием. Теперь, по вине разработчиков операции, своими жизнями и здоровьем рискуют водолазы, срываются сроки и т.д.
    Однако, было бы наивным предположить, что столь масштабная операция осуществляется исключительно с целью личного обогащения довольно узкого круга лиц. Превращая настоящую национальную трагедию в дни национального позора, преследуются многие другие цели. Конечно, знают обо всех этих целях только "затейники". Но две из них очевидны. Первая - "оттянуть" на себя недовольство народа. Ленск не восстановлен (интересно, уйдёт ли, как обещал, в отставку С.К. Шойгу в случае невосстановления Ленска?), ситуация с энергоносителями на Дальнем Востоке вновь неопределённая, война в Чечне не прекращается, количество убитых солдат и офицеров перевалило за три тысячи, сколько погибло мирного населения - неизвестно. Широко разрекламированного роста производства не ощущается. Сегодня произошёл "обвал" мировых рынков. Ситуация до боли напоминает начало памятного 1998го года. Но теперь можно смело затыкать глотки всем - "смотрите, у нас такая трагедия, а вы языками чешите…". Помните визит М.С. Горбачёва в Армению после спитакского землятресения? Кто-то из толпы спросил Михаила Сергеевича, как быть с проблемой Карабаха? На что генеральный секретарь и нобелевский лауреат ответил: Вы что, с ума сошли! Тут такое несчастье, а вы со всякой ерундой… Эта "ерунда" обернулась многолетней войной, не закончившейся до сих пор. То же, только в гораздо больших масштабах, может произойти и сейчас.
    Вторая - полная дискредитация ВМФ России, чему активно способствуют не только политики и СМИ, но, что печальнее всего, многие руководители флота.
    Развернуть такую беспрецедентную компанию по "освещению" всего флота, запугиванию людей "жутким состоянием кораблей, представляющих большую опасность для экипажей и страны, нежели для вероятного противника", это уже настоящая диверсия. Продавать права показа на подъём лодки (читай - эксгумацию братской могилы) иностранным компаниям, запустить в цитадель Северного Флота, гордости и опоры государства сотни людей без чести и совести, выискивающих только грязь и мерзость, это уже слишком. Раньше, год назад, за это было стыдно. Теперь - тошно. Конечно, зрителям наших каналов не привыкать ко всяким документальным ужасам, но трупы в прочном корпусе лодки - это перебор даже для нас. Нормальный человек от этого зрелища просто с ума сойдёт. Не говоря уже о родственниках погибших. А мы смотрим эти картинки в утренних новостях, за завтраком.
    Под благородной личиной нам стараются внушить, что флот - это опасная обуза для страны. Маскируясь этим, руководители разных уровней отдают "под нож" "Акул", срывают выходы в море кораблей, всеми средствами уничтожают флот. Флот, строившийся три сотни лет, унижен и обесчещен. Более того, убеждают нас в "напрасном героизме" моряков.
    Между тем, 5 и 6 октября 2001 года в Питере состоится встреча героического экипажа РПКСН К-219, погибшего в Саргасовом море в 1986м году. Несмотря на тяжелейшую аварию, возможность которой даже не рассматривалась руководством флота и создателями ПЛ, под жесточайшим прессингом американцев, не имея никакой поддержки, кроме нескольких гражданских судов, способных только эвакуировать людей с гибнущей субмарины, экипаж Игоря Анатольевича Британова четверо суток боролся за живучесть крейсера. Британов не потерял экипаж. Три человека погибли в самом начале, от отравления, в момент, когда была повреждена ракета. Матрос Сергей Преминин погиб, вручную опуская аварийную защиту реактора. Но командир не дал умереть своему экипажу. Он спас бы и лодку, если бы ему хоть немного помогли. Или не помешали американцы. Однако, боюсь, что эта встреча Героев пройдёт незамеченной. Ведь в это самое время все СМИ будут заняты успешным или неудачным подъёмом "Курска".
    И последнее. Мы не политики. Более того, политика нас интересует неизмеримо меньше, чем судьбы Российского Флота и людей, связавших с ним свои жизни. Но когда политика столь грубо вмешивается в морскую трагедию, обойти её стороной невозможно.
Алексей Вырский, 15.09.2001