ПОЧЁМ ЛОЖКА ПРАВДЫ?
    Какие всё-таки дети малые эти ребята из Киева! Не прошло и месяца, как "неизвестная" ракета "удалилась" в сторону Чёрного моря, успешно сбив мишень, и глава незалежной Украины кивнул головой. Было дело, ракета нашла себе другую мишень. Но ведь поразила! Что от неё ещё требуется? Да, мишень, к сожалению, оказалась больше, чем предполагалось. Но мы ведь об этом не сразу узнали! Если бы не американцы со своими спутниками, евреи со своей дотошностью, да русские со своей комиссией! На что самолёту экипаж, если от ракеты уйти не могут. И вообще, что этот самолёт делал в воздухе? Плыл бы себе под водой. Учитесь...
    Нет, способных учеников нужно искать. А потом учить. Лучше всего на собственном примере. Вот смотрите, как делаем мы с "Курском". И все с нами, в едином строю: генералы и адмиралы, политики и журналисты. Жирным выделены те постулаты, которые должны знать все, кто желает научиться качественно врать на весь мир.
    Главными результатами независимого, объективного и, главное, компетентного следствия, (возглавляют его такие известные подводники, как Клебанов и Устинов) естественно, стали сведения о том, что экипаж погиб в течение первых 6 - 7 часов. Ну и, естественно, спасти кого-нибудь было невозможно. Конечно, можно было бы и "продлить" жизнь морякам, но тогда во всей своей красе встаёт вопрос о состоянии наших спасательных служб, системы докладов и пр. Профессиональные вруны никогда не забывают, что память людей коротка. Особенно, если тщательно загружать её на протяжении целого года всевозможной информацией весьма разнообразного содержания на одну и ту же тему. А если подмешать сюда и другие аварии, к которым нынешние руководители ну совершенно непричастны, то эффект будет потрясающий.
    Ну кто, кто сегодня в состоянии вспомнить, что всего год назад "надводные суда не только поддерживали связь с лёгшей на грунт АПЛ, но и наладили двустороннюю связь, подачу воздуха и электричества"? Разве что горячего питания морякам не предложили. Но уже через несколько часов сообщения изменились. Оказалось, что экипаж субмарины занялся любимым видом спорта подводников - выстукиванием морзянки кувалдой по прочному корпусу. Но, как не крути, скрыть гибель К-141 было всё-таки невозможно. Тогда и поползли истории о "варяжских" буях, неприятельских АПЛах в районе учений. Но для пущей убедительности чего-то не хватало. Пригласили спасателей со всего мира. Тут уж не придерёшься - всем миром спасали. И не важно, что спасали те, кто по версии знатных подводников эту лодку и потопил. Неделю вся страна с замиранием сердца следила за спасением "Курска". И все мы верили, что люди живы. Целую неделю! Но... кто старое помянет...
    А как тогда вазелиново говорил г.Клебанов! И, что самое приятное - каждый день новости. И не просто новости, а совсем новости. Складывалось такое впечатление, что рядом лежит дивизия разных лодок, потопленных неопознанным и неуловимым супостатом. Впрочем, вице-премьеру ли заботиться о таких мелочах, как логика, факты, тем более, когда на сочинение правды времени совсем нет.
    За год руководство успело подготовиться значительно основательней, чем в условиях жёсткого цейтнота холодного августа 2000 года. Все роли расписаны, версии сведены, логика подбита, журналюги натасканы. Второй раунд "Курской битвы" будет безупречным. Нам предельно доступно, как в программе Л. Парфёнова "Намедни" объяснят, как, кто, кого, чем и за что. Объяснят на яйцах. На варёных - тем, которым бьёшь, всегда пробиваешь. В воскресенье в вышеупомянутой программе это и было с успехом продемонстрировано.
    Отодвинув прошлогодние грабли в сторону, вице-премьер крайне осторожно (помните легко поддающиеся разрушению яйца?) заявил, что разрушения "Курска" являются следствием взрыва торпед (год размышлений - не шутка, и не до того допереть можно). И опять таки, подстелил, сами понимаете, соломку, допуская, что причиной гибели "Курска" может являться и столкновение с каким-то объектом, т.к. невозможно определить происхождение пробоины на легком корпусе правого борта. Следовательно, определить причину катастрофы невозможно (что и требовалось доказать).
    Лично, сам, никому не доверив, Клебанов вылетает в Североморск дабы осмотреть Курск и, опытным глазом заместителя председателя правительства РФ, министра промышленности, науки и технологий РФ, мгновенно и навсегда мудро назначить причину катастрофы. После чего провести в Североморске совместную с Генпрокурором РФ Владимиром Устиновым (ещё одним видным специалистом в области атомного подводного флота) пресс-конференцию, а затем (с чувством печального, но выполненного долга) вернется в Москву.
    Между тем представители власти и флота с удивлением утверждают, что установить причину взрыва удастся только после исследования первого отсека лодки. Интересно, зачем тогда три страны напрягались изо всех сил, и, как бурлаки на Волге, тащили несчастную лодку в Росляково? Ну хорошо, забыли этот отсек на дне. Бывает. Надо же было что-нибудь отрезать! Шансов было пятьдесят на пятьдесят - могли и девятый отпилить. Про другие не знаем, но это вряд ли. А эти - оба с концов, пили, не хочу. Ну ладно, пусть. Отгрызли. Не тот. И вся тайна в нём, как смерть Кощеева в ларце. Хорошо. Почему же тогда господа Клебанов и Устинов, убедившись в ошибке, не обследуют этот самый злосчастный отсек на месте? Раз уж по их команде пилили. Конечно, можно сослаться на невероятное количество почти целых, годных после небольшого ремонта к употреблению торпед. Страшно потерять в одном лице и генпрокурора и вице-премьера. Этого страна явно не переживёт. Только остаётся непонятным, как же не подорвалась та самая пила "Дружба-2 с Норвегией", неделю мучившую прочный корпус именно там, где лежат эти самые, почти годные к употреблению торпеды. Какие крепкие наши торпеды, аж оторопь берёт. Первый взрыв, второй, удар о дно, водолазы, импортные АПЛы в невероятных количествах, пилы с зубами… Но рвануть они могут только в присутствии высокого и, надо полагать, незаменимого, руководства.
    Вся страна лицезрела этот самый "убойный" отсек. И, что интересно, ни мужественные водолазы, ни бездушные автоматы, ни дотошные телезрители так и не увидели в этом отсеке ничего целого. То есть, вообще ничего. Ни тел, ни оборудования, ни иностранных лодок, ни НЛО. При своих размерах, торпеду может не заметить только совсем слепой водолаз, но "таких не берут в космонавты", т.е. не пускают на дно. Тем не менее, девятый в доке, а первый - но дне Баренцева моря.
    Самыми честными в вопросах, касающихся К-141, как и год назад, остаются Хрюн Моржов и Степан Капуста. Тему "Курска" они обходят за версту. И правильно делают. Потому что остальные явно решили лишить наш, и без того нервный народ, сна. Безбожно путая жанры (триллер, научную фантастику и документалистику), СМИ успешно пугают людей всё более и более жуткими подробностями. "Вон, вон, смотрите, видите мужика? Да, этого, в синей робе. Ща мы его в кружочек обведём. Улыбается. Не знает, бедолага, что жить ему осталось месяц. А вот и место, где лежал его трупик. Синий-синий, обгоревший. Мы, конечно, не хотим вас пугать, почтеннейшие зрители, и поэтому сегодня трупик не покажем. Мы же не звери какие. Но, следите за программой передач. Специальный репортаж Алёны Говнюк из морга, где их опознают, будет в субботу. Не пропустите! Только у нас!" Лапочки мои. Вас бы хоть раз в горящий отсек… на несколько минут больше времени работы ПДУ...
    С небывалым энтузиазмом поддерживает доброе начинание журналистов генеральный прокурор страны. С небывалым удовольствием пугает этот пожилой человек своих сограждан фантастическими подробностями: "Это был ад. Самый страшный, который только способен себе представить человек". Видимо, слабовато у него с воображением. Кино бы что ли какое посмотрел… Ну да прокурорскому работнику воображение противопоказано. "После взрыва в отсеках бушевал пожар, температура которого доходила до 8 тысяч градусов. В этом огне плавились даже сверхпрочные материалы, из которых сделана подводная лодка. К счастью, конструктивные технические решения российских инженеров, применявшиеся на "Курске", надежно защитили от взрыва и реактор, и крылатые ракеты".
    Температура фотосферы Солнца равна 6 тысячам градусов. Любое вещество при воздействии такой температуры превращается в плазму. Это такая газоподобная штуковина, в которой электроны говорят своим протонам "адью" и отправляются в одиночное плаванье. А тут, понимаешь, русская инженерная мысль допёрла до надёжной защиты ракет и реакторов от звёздных температур. Не допёрла только до защиты торпед и людей. Забавно, однако, получается: от звёздных разогревов нам ничего, а вот "поцелуй" супостата валит наповал. Но иначе и быть не могёт - хоть что-то у нас лучше всех. Как-никак, а Россия - родина слонов. После такой закалки, ракеты, видимо, поступят на вооружение другого "Батона", а реакторы поедут давать надёжную энергию в неотмерзающее даже летом Приморье.
    Надежда на то, что "тайна гибели флагмана подводного флота АПК Курск" будет раскрыта, крепнет день ото дня. Особую уверенность в это вселяет обнаружение в прочном корпусе крейсера бортовых самописцев и бортового журнала. Изучение записанной на них информации обязательно должно дать следователям ключ к разгадке. А как же иначе? У нас все ходы записаны! Бездонный кладезь информации о состоянии боезапаса первого отсека (по авторитетному мнению командующего ВМФ г. Куроедова) должен быть в вахтенной документации и на самописце пятого отсека, где находился пульт главной энергетической установки.
    Ведь, как и каждый моряк, господин Куроедов знает, что запись в бортовой журнал попадает практически одновременно с событием. Нередки случаи, когда записи опережали события на минуты, часы, а иногда и дни. Основная задача любого экипажа - поддержание бортовой документации в надлежащем виде, не допускать попадания в неё воды, крыс и непечатных выражений. А уж записи - вообще святое дело. Сутками напролёт сидит командир корабля над журналом и пишет, пишет…
    История же самописцев на ПЛ начинается аж с восемнадцатого века. И если на самолёте, ввиду отсутствия места и ограничения по весу, самописцы фиксируют только текущую информацию, то на подводной лодке это выглядело бы просто кощунством. А прочности этих аппаратов могут позавидовать самые крепкие на свете орешки. Они перенесли свою бесценную информацию сквозь звёздный огонь, лютый холод, годовалое пребывание в солёной воде на стометровой глубине, два взрыва и удар корабля о дно. И стоит только прокурорским работникам нажать на кнопочку, как из шикарных динамиков на них обрушиться вся правда о трагедии, вплоть до поимённого состава неприятельской субмарины. Правда, может случиться так, что младший помощник уборщицы кабинета стажёра следователя случайно сотрёт запись самописца гидроакустического комплекса. Тогда, по независящим от руководства причинам, страна никогда не узнает о наличии рядом с нашей лодкой супостата с тараном. И, самое главное, пока неизвестно, какие из самописцев отсутствуют, а какие разрушены необратимо. Так что, нам остаётся только ждать, очередного всплеска дезы, опирающейся на никогда не существовавшие вещдоки.
    Теперь перейдём к самому животрепещущему элементу нашего скромного повествования, а именно - к неоспоримым доказательствам злодейской деятельности супостата у наших берегов. Как сообщают разнообразные источники в нижней части корпуса подводной лодки найдена пробоина от столкновения с неким подводным объектом.
    Кульминационными и самыми драматическими кадрами, венчающие практически любой репортаж, являются картинки дыры в боку нашей коварно потопленной субмарины. Все Холмсы и Пинкертоны местного разлива мгновенно бросились обнюхивать вышеупомянутую дыру и неупомянутые пока ещё вмятины. Из скромности, проистекающей из высоких душевных качеств, мало кто берётся комментировать эти несомненные следы вражеского тарана. Но разумному, зрителю, хорошо подкованному в вопросах "подводной жизни" годовой информационной подготовкой, эти комментарии без надобности. Он и сам видит, что появились первые доказательства, подтверждающие версию о столкновении АПЛ "Курск" с другой подводной лодкой, в результате чего наш крейсер погиб. И никого совершенно не интересует, что основная часть пробоины приходится на первый отсек, который остался на дне Баренцева моря, ведь теперь ничего доставать не нужно. Не нужно и высокой комиссии опускаться на дно Баренцева моря. След, представляющий собой длинную, глубокую, но узкую борозду, находящуюся по правому борту говорит сам за себя. Таран.
    Теперь, друзья, приглядимся к фотографии правого борта АПК К-141, и убедимся сами в справедливости слов наших почти святых журналистов, ссылающихся на самих ЭКСПЕРТОВ (с большой буквы всё слово целиком). Они (ЭКСПЕРТЫ) заявляют, что этот след ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не мог появиться от киля надводного корабля. Не подлежит сомнению, что борозда, безусловно, оставлена специально заточенным для таких случаев кормовым стабилизатором неприятельской подлодки. Ни на секунду не усомнившись в правдивости и искренности экспертов, терзают нас смутные сомнения. Уж очень напоминает эта борозда след консервного ножа на банке с горошком. Некто, чересчур могучий, порывался эту лодку того, вскрыть. Но вот если следы от попыток имеются, то где же само вскрытие? Отсутствие этого самого вскрытия и заставляют наших доблестных ЭКСПЕРТОВ искать на лёгком корпусе всевозможные микрочастицы. Ползают, бедняги, с лупой…
    Сам г. Клебанов пояснил, что легкий корпус подводной лодки покрыт слоем резины и при столкновении микрочастицы неизвестного объекта должны были остаться на корпусе "Курска". Конечно, слово такого безусловного авторитета, как господин вице-премьер, для нас, простых смертных - закон. И микрочастицы - это просто здорово. Но вот какая закавыка: встречаясь в море на самых минимальных дистанциях, иными словами - сталкиваясь - лодки оставляют друг на друге не микро-, а макрочастицы. Здоровенные куски железа, резины. Бывает и стабилизаторы. Видимо, описочка небольшая в газетах и оговорочка - в телевизорах. А при размерах наших подводных крейсеров, такую кильку, как, например, американскую АПЛ класса Лос-Анджелес вообще может затянуть в пробоину. Размер, как говориться, имеет значение. Как и масса. Но, видимо, зарубежная лодка таранного типа успела вовремя отскочить. И не просто отскочить! Железный нарвал залёг на дно, пустил пузырь, простите, буй. Инопланетной раскраски, что примечательно. Полежав маленько на дне и дождавшись, когда над "Курском" соберётся чуть не весь Северный Флот, лодка, подлечившись, рванула на свою супостатскую базу.
    Здесь уже надо восхищаться иностранной инженерной мысли и героическому труду рабочих, неопознанной державы (или планеты). Таран тараном, но прочность рулей и винтов неопознанной АПЛ вызывает чувства, близкие к благоговению. Это ж надо так пропахать К-141 и не оставить в качестве визитной карточки половину, если не все рули в этой самой пробоине! А уж если удар пришёлся на первый отсек и торпедный аппарат, по прочности не уступающий прочному корпусу, то остаётся только преклонить колени перед мастерством чужеземных кудесников.
    Но и это ещё не всё. Некоторые ответственные, а потому - бесконечно честные люди - говорят о фиксации звука столкновения. Более того, они своими собственными ушами слышали, как из печального района очень медленно (около пяти узлов) уходила неизвестная АПЛ. Конечно, лодки так не ходят. Если не хочешь быть обнаруженным практически в чужих территориальных водах, нужно разогнаться побыстрее, и, глуша акустиков, рыбу и высокопоставленные уши, идти вдоль берега. Страху такого нагонишь, что никто и пикнуть не посмеет! Это же азы подводного дела! Больше скорость - больше шума, больше шума - выше скрытность. А тут - тихо, на брюхе по дну… Конечно, это сильно покалеченная, но очень крепкая вражеская лодка. Но самое главное, что нужно верить. Ведь высокопоставленные уши не представили широкой, жадной до садистских развлечений публике, ни одного документа.
    Но находятся "малодушные и слабоверующие" люди (к коим мы и себя причисляем), утверждающие, что неоднократно помянутая выше дырка, вовсе не след несомненного столкновения, а результат детонации выброшенной из первого отсека одной из торпед. Эти маловеры идут дальше, утверждая, что подобное отверстие вполне могло быть оставлено, например, взрывом баллона ВВД, прочность которого рассчитана на забортное давление предельной глубины погружения. Но самые наглые доводят свои рассуждения до полного абсурда. Эти, с позволения сказать, "товарищи", утверждают, что вмятина, показанная на фотографии, может быть следом от не слишком удачной швартовки. По высоте, говорят, подходит...
    А чего стоит "безумная" версия о якобы застрявшей в трубе аппарата торпеде и её взрыве или самопроизвольном запуске? Всем на свете известно, что торпеды у нас самые прямые, впрочем, как и торпедные аппараты. Спросите любого подводника, слышал ли он когда-нибудь о застрявшей торпеде? Спросите! Покажите ему "красную корочку", возьмите подписку о чём-нибудь, и спросите. Нет, трижды воскликнет он, отводя глаза. Ибо и производятся, и хранятся наши торпеды в идеальных условиях, в точности соответствующим всем техническим нормативам.
    Уроки годовой давности не прошли впустую для наших руководителей. Меньше стало несогласованностей, тоньше и изощрённее стала ложь, обильно сдобренная полуправдой и многозначительными недомолвками. Но всё-таки остаются ещё некоторые шероховатости, к которым как пиявки, цепляются разного рода правдолюбы. Но ничего, молодое отечественное руководство успешно учиться.
    Небольшой справочник (ликбез) для больших врунов.
Температура плавления железа - 1535 С, титана - 1665 С, вольфрама - 3380 С
Температура фотосферы Солнца - 5500-6000 С, температура плавления АПЛ пр.949А - 8000 С
Скорость скрытного передвижения АПЛ:
При поиске ~ 7-9 узлов, при нахождении в районе ~ 3-6 узлов
Водоизмещение проекта 949А ~ в 3 раза превышает водоизмещение АПЛ класса Лос-Анджелес
    А если серьёзно… Если серьёзно, то "за державу обидно". Спихивая вину, недоделки, ляпы и преступления друг на друга, люди в погонах с большими звёздами, штатские специалисты и политики забивают гвозди в гроб нашего Флота. Корабли годами не выходят в море. Десятилетиями ремонтируются и строятся. Только что принятые на вооружения АПЛ тут же встают на ремонт. (Чего стоит один пример с Гепардом, под фанфары принятым на вооружение в августе, а ныне стоящем в Северодвинске!) Подводники боятся собственных кораблей. Каждый выход в море - подвиг. А там, на верху, спихивают первую группу во вторую, заключают преступные сделки, сдают ВМБ и не только их "потенциальным союзникам". И ведь никто ни за что не отвечает! Раньше офицеры (читай - люди чести) в подобных случаях стрелялись. Теперь им даже не задерживают присвоение очередных воинских званий. Не слишком удивительным будет, если ещё через год, ответственность за гибель К-141 возложат на экипаж.
    Нельзя серьёзно. Иначе - рубашка с очень длинными рукавами.
    А что же моряки? Как сто, как двести и триста лет назад, тянут они лямку своей нечеловечески тяжёлой службы. Земной вам поклон.
Как обычно, по материалам открытых источников 06.11.2001