"К-2000: "ЖЕЛЕЗО": К-335 "Гепард"
А.Вырский, В.Ульянов
Москва - Санкт-Петербург, декабрь 2001 года
Праздник, длинною в 10 лет...
   Как и все праздники, и этот имеет свою обратную сторону. Начать можно… да откуда угодно! Итак, давайте разберёмся с обратной стороной вместе.
Пресса о приёме Гепарда
   Победные реляции о ходе строительства, спуске на воду, приёме на вооружение, сыплются с газетных страниц, телевизоров и компьютерных мониторов уже третий год. С момента спуска корабля на воду. Журналисты как-то забывают, что корабль должен был быть спущен на воду в 1995м году. В крайнем случае - в девяносто шестом. И то, столь продолжительное строительство заставляло многих всерьёз задуматься, в целесообразности достройки корабля. А в девяносто шестом, когда все деньги страны ушли на выборы Ельцина, лодку и впрямь чуть не отдали под нож. И уже не из соображений "пользы дела", а, из сугубо меркантильных. Корабль просто не на что было строить. Но, вернёмся к нашим "баранам", т.е. к победным реляциям.
   17 сентября 1999 года, сайт "ТОРГОВАЯ СЕТЬ ПЕТЕРБУРГА" торжественно рапортует:
   "АРХАНГЕЛЬСК. 17 сентября. /СеверИнформ/. Сегодня в 16 часов на ПО "Севмашпредприятие" в Северодвинске состоится вывод из цеха и спуск на воду многоцелевой АПЛ "Гепард" серии "Барс". Это вторая АПЛ своего класса. Первая была спущена в Северодвинске в 1996 г. АПЛ "Гепард" должна была быть сдана еще в прошлом году, однако из-за трудностей с финансированием оборонного заказа сдача и спуск задержались"
   Удивительно, но мы всегда считали, что класс многоцелевых АПЛ - самый многочисленный. Но, безусловно, газетчикам виднее. Раз многоцелевиков всего два, то, сколько же тогда РПКСНов? Да и вообще, вроде бы "Барсов" на флоте много, аж 12 штук. И делают их давно. Чуть не с начала восьмидесятых. Ладно, посмотрим, что пишут дальше:
   "На спуске, помимо премьера Владимира Путина, будут присутствовать: зам. председателя правительства Илья Клебанов, заместитель руководителя аппарата правительства Александр Пискунов, министр по атомной энергии Евгений Адамов...
   Источник: агентство "СеверИнформ"
   Ну, разумеется, разве можно пропустить такое редкое в нашей стране событие, как спуск на воду корабля, постройку самолёта или локомотива…
Теперь посмотрим, что же происходило дальше:
   Агентство новостей "ИнфоАрт" 28.12.2000
   "Новая атомная подводная лодка (АПЛ) "Гепард", простроенная на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске, сегодня благополучно возвратилась с первых ходовых испытаний в море. Об этом сообщила пресс-секретарь оборонной верфи Раиса Элимелах"
   Не прошло с момента спуска корабля на воду и двух лет, как лодка "благополучно возвратилась с первых ходовых испытаний". Забавно, если такими темпами строить и испытывать лодки, то срок их службы будет на половину состоять из постройки и испытаний. Однако не хорошо перебивать женщину:
По ее словам,
"атомоход провел в море две недели. Нештатных ситуаций в походе не отмечено. Намеченная программа испытаний экипажем из моряков-подводников и судостроителей - выполнена. Следующий испытательный выход АПЛ в море пройдет в самом начале нового года"
   Интересно, а какой ещё экипаж должен быть на лодке? Из кого состоять? Моряки-подводники как раз на то и подводники, чтобы ходить на ПЛ. Необычен был бы экипаж, состоящей, например, из слесарей-сантехников. Следующий материал предлагает нам сайт "Nuclear.ru":
"25 июля 2001
Новая АПЛ "Гепард", построенная на ПО "Северное машиностроительное предприятие" (Севмаш), будет передана на вооружение ВМФ России в конце августа, сообщил ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-секретаря оборонной верфи завода Раису Элимелах. По ее словам, заключительные ходовые испытания в море, с которых вернулась подлодка, показали ее полную готовность. В том числе, успешно были проведены и пробные ракетные стрельбы на морском полигоне"
   Холодный, однако, выдался август! Ни яблочка сорвать, ни груши не отведать! Почему же так ожидаемую на Северном Флоте АПЛ не сдали в августе? Вот что поведал нам по этому поводу сайт под очень длинным названием "Специальный проект НИС Страна.RU - совместно с ИА Интерфакс и ОРТ. Сайт "Операция по подъёму Курска":
   "23.08.2001 Во второй половине сентября в Северодвинске на ПО "Севмашпредприятие" состоится церемония передачи военно-морскому флоту РФ первой атомной подводной лодки 21-го века "Гепард". Об этом Интерфаксу в четверг сообщил генеральный директор предприятия Давид Пашаев"
   Стало быть, заложенная в 1991м и спущенная на воду в 1999м году АПЛ - это первая лодка нового века. Странное, однако, летоисчисление… Ну хорошо. Пусть будет так. Веком раньше, веком позже - не суть. Идём дальше:
   "Д. Пашаев отметил, что "сегодня сложно конкретно назвать дату, но то, что это будет не в начале осени, а ближе к ее второй половине - однозначно". В свою очередь, главный военный специалист "Севмашпредприятия" Владимир Чувакин, который ранее руководил строительством АПЛ "Курск", сообщил, что "несмотря на то, что нам еще не известна причина гибели "Курска", мы приняли к исполнению и выполнили на "Гепарде" все, что дала военная и гражданская наука за последнее время, чтобы максимально обезопасить жизнь и службу моряков". В частности, объяснил он, речь идет о совершенствовании средств спасения. "В этом плане "Гепард" гораздо выше, чем "Курск", - подчеркнул военспец"
   Так вот оно в чём дело! Конечно, трогательная забота о моряках вдохновляет. Только вот что можно придумать и соорудить такого безопасного за месяц, на лодке, которая строилась восемь лет, два года испытывалась и уже практически введена в боевой состав флота? Да и вообще, причём здесь "Курск"? Совершенно другой проект, иная конструкция, даже КБ, разрабатывавшие корабли - разные! Может быть, другое, не менее уважаемое издание сможет объяснить, в чём же всё-таки причина задержки?
   Наше Время 02.10.2001
   "Новая атомная подводная лодка (АПЛ) "Гепард", построенная на верфи Севмаш в Северодвинске, возможно, будет сдана на вооружение в состав Северного флота уже на следующей неделе. Об этом сегодня корреспонденту ИТАР - ТАСС сообщил представитель ВМФ на Севмаше капитан первого ранга Павел Нычко.
По его словам, подлодка полностью готова, но из этических соображений торжественная церемония ее сдачи состоится после завершения операции по подъему со дна Баренцева моря погибшего ракетного крейсера "Курск"
   Так вот в чём дело! Чего же сразу не сказали! Из всех самых этических причин выбрана самая этическая. Особенно если принять во внимание сдержанно-печальное освящение трагедии К-141 в наших СМИ и трогательное отношение к правде членов госкомиссии. Продолжим:
   "На Севмаше также не исключают, что на торжественной приемке боевого корабля будет присутствовать президент страны. Как известно Владимир Путин осенью 1999 года, будучи главой российского правительства, был в Северодвинске на церемонии спуска очередного Гепарда"
   Ну а как без этого? Не ехать же в Видяево в дни гибели Курска! Катастрофа субмарины, как говорит Карлсон, дело житейское. Совсем другое - принятие на вооружение!
   Следующий на очереди - "Topnew.ru"
   "На Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске на начало декабря запланировано официальное подписание акта государственной комиссии и передача заказчику многоцелевой атомной подводной лодки Гепард"
   Вот это правильно. Коротко, по нашему, и не соврали. Что там у них дальше?
   "На торжественном подъеме флага предусматривается участие президента РФ Владимира Путина, который принимал участие, будучи еще премьер-министром России, в спуске "Гепарда" со стапеля на воду в сентябре 1999г"
   Ну, вот снова. Может, так и положено? В смысле, политиков писать? Моряки сами соберутся, а вот политики… Идём дальше. Газета RU сообщает:
   "Как сообщили на самом предприятии, при подписании присутствовали Главком ВМФ России адмирал Владимир Куроедов, заместитель Главкома ВМФ вице-адмирал Михаил Барсков и генеральный директор ГУП "Севмашпредприятие" Давид Пашаев"
   Да, видимо, поимённо называть политиков для наших изданий - приятная обязанность. Но, с другой стороны, и моряков не забыли - и Куроедов и Барсков то же присутствовали. Но что особенно интересно, никто и нигде не упомянул о присутствии (или отсутствии) командира новой АПЛ и экипажа.
Пресса о самом Гепарде
   Ну что, с принятием на вооружение, вроде бы разобрались. Теперь давайте посмотрим, что же пишет наша самая честная и свободная на свете пресса о самом корабле. Чтобы далеко не ходить, мы решили воспользоваться теми же правдивыми источниками информации, кои поведали нам о принятии корабля на вооружение. Итак, слово прессе:
   "Гепард - это многоцелевая АПЛ третьего поколения. Она была заложена на предприятии еще в 1991 году. Подобные субмарины считаются самыми малошумными из отечественных подлодок"
   Правда. Всё истинная правда. И про 1991год, и про многоцелевую, и про малошумную и про третье поколение. Действительно, по главному показателю - шумности - Барсы у нас, действительно самые лучшие. Только вот одна беда - воевать-то они не между собой собираются…
   "В настоящее время в строю ВМФ России, по данным Jane's, находятся 10 лодок класса "Акула" I проект 971(К 263, К322, К391, К317, К331, К461, К419, К328, К157, К267), и, по некоторым данным, две лодки класса "Акула" II проект 971М (Вепрь, Бизон). "Гепард" должен стать третьей лодкой этого класса"
   Ну, Jane's, безусловно, издание достойное. Печатается на хорошей бумаге, содержит много картинок. Только вот ссылаться на него отечественным СМИ, пишущим об отечественных же АПЛ, как-то не к лицу. Тем более что как-то напечатал этот самый Jane's, что у проекта 941 шифр "Акула" (по западной терминологии - Тайфун) - аж четыре реактора. Вот и верь после этого людям. Читаем дальше:
   "Гепард завершает серию из 14-ти подводных лодок типа Барс. Эти атомоходы нового поколения считаются самыми бесшумными. "Гепард" способен развивать скорость до 33-х узлов, предназначен для нанесения ударов по корабельным группировкам и береговым объектам, вооружен крылатыми ракетами с ядерными боеголовками"
   Что-то здесь непонятно. Одни пишут, что это - новейшая лодка. Другие - что завершает серию. При всём уважении к печатным и непечатным изданиям, невозможно понять, как же завершающая серию лодка может быть "новейшего поколения"? И неужели с тех пор, как заложили первый Барс, ничего менее шумного и нового не придумали? Будем искать дальнейших разъяснений. Но, теперь - только у проверенных временем товарищей:
   Известия.RU от 4 дек.2001г
   "Со стапелей "Севмашпредприятия" сошли еще 6 подобных лодок третьего поколения: Барс (в 1997 году эту субмарину переименовали по просьбе Татарстана в Ак-Барс), Пантера, Волк, Леопард, Тигр, Вепрь. Еще одна субмарина Кугуар строится. Единственное отличие Гепарда от других лодок такого класса - отсутствие так называемой гондолы на хвосте, в которой на других таких лодках находится буксируемая антенна"
   Как же так? Только что, говорили о четырнадцати кораблях, и о том, что Гепард в серии последний. Теперь получается, что с Гепардом их всего семь, если считать независимую татарскую АПЛ Ак-Барс. Более того - лодка в серии не последняя! Ещё одна, то же с явно иностранным названием, стоит на стапеле! И, видимо, денег, всё-таки не хватило - хвостовую гондолу так и не прикупили. Вот, наверное, откуда низкая шумность! И понятно в чём её "самая современность": до этого был вариант без неакустических средств, но чтоб без ГПБА... Действительно что-то новенькое, безусловно "повышающее" возможности корабля.
   Продолжаем разбираться с количеством кораблей и их качеством:
   "АПЛ Гепард - это многоцелевая субмарина третьего поколения. Она была заложена на предприятии еще в 1991 году и завершает серию из 14 Барсов. По оценке представителя ВМФ на верфи Павла Нычко, сейчас это самый современный подводный ракетоносец, вобравший в себя все последние достижения отечественного подводного кораблестроения"
   "АПЛ Гепард относится к третьему - новейшему - поколению многоцелевых атомных подводных лодок. АПЛ Гепард класса "Акула"II (Видимо, имеется в виду проект 971М шифр Барс. Любим мы всё-таки иностранную терминологию!)"
   Фу-у. Слава богу. Всё-таки четырнадцать. И самых современных, причём ракетоносцев! Почему же не противолодочный ракетоносец, по аналогии с истребителем-бомбардировщиком? Куда там всяким, до нас-то! Ну, с этим более-менее понятно. Итак: 14 самых новейших, один (последний) без хвостовой гондолы с ГПБА, а Кугуара никакого не существует. Теперь осталось только ознакомиться с ТТХ и ТТД этой волшебной лодки самого последнего (третьего) поколения. И вновь мы обращаемся к СМИ. Приведём эти данные без комментариев:
   "Экипаж - 73 человека. Вооружение - 28 крылатых ракет РК-55 "Гранат", дальность полета которых составляет 3 тысячи километров, торпеды, а также противолодочные управляемые ракеты"
   "АПЛ имеет водоизмещение до 12 тысяч 770 тонн, максимальную скорость - 33 узла (10 узлов в надводном положении, до 33 в подводном положении) и глубину погружения - 600 метров, экипаж 67 человек. Лодка имеет 110 метров в длину, она оснащена противокорабельным ракетным комплексом "РКВ-500 Гранит", комплексом ПВО "Стрела", а также торпедами"
   "АПЛ типа Гепард имеют водоизмещение до 12 тысяч 770 тонн, максимальную скорость - 33 узла и глубину погружения - 600 метров. Экипаж - 63 человека. На вооружении таких подлодок находятся крылатые ракеты с ядерными боеголовками"
   "Подобные субмарины считаются самыми малошумными из отечественных подлодок. По данным из открытых источников, АПЛ типа Гепард имеют водоизмещение до 12 тысяч 770 тонн, максимальную скорость - 33 узла и глубину погружения - 600 метров. Экипаж - 63 человека. На вооружении таких подлодок находятся крылатые ракеты, в том числе с ядерными боеголовками"
   "АПЛ типа "Гепард" имеют водоизмещении до 12 тыс. 770 тонн, максимальную скорость - 33 узла и глубину погружения - 600 метров. Экипаж - 73 человека. На вооружении таких подлодок находятся 24 ядерные крылатые ракеты с дальностью стрельбы до 3 тыс. км"
   "Подлодки этого класса являются самыми быстрыми и бесшумными в мире. При скорости 6-9 узлов АПЛ становится практически неуязвимой. На борту субмарины этого класса находится атомная установка типа ОК-650 и модификации с одним водо-водяным реактором.
   "Водоизмещение "Акулы-2" в надводном положении составляет 6470 тонн, в подводном - 10400 тонн. Длина субмарины - 110,5 м, ширина - 12,2 м, осадка - 9,4 м, количество отсеков - 7"
   "Водоизмещение "Гепарда" - 8 тыс. 500 тонн, длина - 112 м, предельная глубина погружения - 600 м, полная скорость подводного хода - 33 узла, автономность плавания - 100 суток, экипаж лодки - 73 человека. Срок службы АПЛ рассчитан на 25 лет"
   Стоп, стоп, стоп. Не знаю как у вас, уважаемые читатели, а у нас тут создаётся впечатление, что речь идёт о самых разных лодках. Взять хотя бы количественный состав экипажа - судя по этим данным, он колеблется от 63 до 73 человек. Ну, ладно, экипаж. Что там, 15% плюс, 15% минус - для нас это не принципиально. Но вооружение! Вооружение лодки! Сколько там ракет - 24 или 28? Со скоростью, вроде как все смотрели в один и тот же "открытый источник". Но водоизмещение… Она что, резиновая что ли? Данные разнятся почти в два раза. Фраза же: "…имеют водоизмещение до…" наводит на некоторые, не слишком весёлые, размышления. А какое водоизмещение она имеет после отрезания первого отсека, простите за чёрный юмор? И до чего она имеет именно такое водоизмещение? Конечно, если её длина колеблется от 110 до 112,5 метров, то, конечно, да. Водоизмещение, равно как вооружение, равно как высота и осадка, могут сильно колебаться (например, в зависимости от того, сколько экипажа туда набьётся). Поглядим, что там дальше пишут:
   "Напомним, что, по данным из открытых источников, "Гепард" при длине 110.3 м, ширине 13.6 м и водоизмещении 12.8 тыс. т способен погружаться на глубину до 600 м и двигаться под водой со скоростью 33 узла. Специалисты называют эту субмарину самой бесшумной в мире. Так аналогичная американская подлодка "Лос-Анджелес", оснащенная гидроакустической суперсистемой, сможет обнаружить "Гепард" на расстоянии не более 10 км"
   "Аналогичная" американская АПЛ "Лос-Анджелес" снята с производства в 1996м году. Последней лодкой серии "Лос-Анджелес II" стала Cheyenney. Корабль завершил серию из 62 субмарин, начатую в 1976 году. На лодках второй серии установлено 12 вертикальных шахт для ракет "Томагавк". Эти корабли производились с 1982 года. Лодка имеет водоизмещение: надводное - 6100 тонн, полное - 6900 тонн. А десять километров - оптимальное расстояние для пуска торпеды MК 48, которыми вооружена эта лодка.
   Но бороться Барсам предстоит не с этими кораблями. "Лос-Анджелес II" будет находится на вооружении до 2025 года. Но, на смену этому кораблю уже пришли подводные крейсеры четвёртого поколения. И в Америке это поколение уже никто не называет новейшим. Но об этом - чуть позже. Ещё немного восторженных реляций:
   "Более того, "Лос-Анджелесы" уступают Гепарду в скорости, огневой мощи и глубине погружения. Российская АПЛ вооружена 24 крылатыми ракетами Гранат с ядерными боеголовками и дальностью полета по настильной траектории до 3 тыс. км. Это является серьезным аргументом России против проектируемой в США системы ПРО: в отличие от межконтинентальных баллистических ракет крылатые "Гранаты" с их настильной траекторией полета перехватить невозможно"
   Да, уступают. Но превосходят маневренностью и числом. Но самое главное - боеспособностью. Любой из состоящих на вооружении "Лос-Анджелесов" готов в любое время к выходу в море. А Барсы?
   Насчёт КР: первый перехват скоростной КР был осуществлён ещё в 1974 году. Что же касается Гранатов, то эти свои 3 тысячи километров она будет "ковылять" больше часа. За это время можно поднять в воздух F-14 "Томкет", специально "заточенный" для уничтожения крылатых ракет, и "завалить" наше чудо. И не нужно для этого никакой ПРО. Именно поэтому, появился в своё время проект 949 Антей. В восьмидесятые годы считалось, что только залпом из 24 ракет можно надеяться на уничтожение авианосца. Однако вернёмся к нашему чтиву:
   "Между тем после публикации в "Известиях" 5 июня заметки о ходовых испытаниях Гепарда в Белом море, в западной прессе появились материалы о том, что новая российская субмарина - это скорее триумф шпионажа, нежели инженерной мысли. По заявлениям западных СМИ, при создании Гепарда использовались технологии, украденные у американцев. В ответ на это генеральный директор "Севмаша" Давид Пашаев заметил: "Если они такие умные, то почему же сами не сделали подобную лодку?"
   Забавно читать подобные заметки. Почему такие умные американцы до сих пор не наладили массовое производство самолёта МиГ-15, испортившего им всю корейскую войну? Наверное, без шпионажа, всё-таки не обошлось. Но, и разведчики, как известно, перестроились. Если раньше они воровали идеи, то теперь, видимо, воровали готовые детали и агрегаты.
   Если же серьёзно, то Гепарду, "новейшей лодке третьего поколения", придётся противостоять не "Лос-Анджелесам", а новейшим американским АПЛ четвёртого поколения. И делать это будет ох как сложно! Наши "вероятные союзники" уже приняли на вооружение две лодки 4го поколения - Seawolf. Это - флагман серии "Seawolf SSN22" (1997) и "Connecticut SSN23" (1998). Готовится к приёму на вооружение третья, и последняя лодка серии - Jimmy Carter (SSN 23). Но и это не всё. В связи с высокой стоимостью и "древности" разработки (1989 год), серия "Морских волков" будет состоять только из трёх лодок. Полное водоизмещение лодки - 9137 тонн. Длина - 107 метров. Ширина - 12,7 метра. Осадка - 10,9 метра. Мощность ГЭУ 104000 л.с. (!). скорость - 35 - 37 узлов. Экипаж - 134 человека. Вооружение - 8 ТА 660мм, 50 торпед с дальностью стрельбы 50 километров. Лодка вооружена и КР "Томагавк", противокорабельными ракетами "Гарпун". Шумность корабля почти в два раза ниже любой нашей лодки и практически равна шумности моря! Т.е. её принципиально нельзя обнаружить гидроакустическими средствами (наверное, поэтому на Гепард и не поставили ГПБА). Но, Seawolf - пройденный этап. На смену этому кораблю идёт менее дорогая, но ещё более совершенная лодка - Virginia. Головной корабль серии из 30 крейсеров поступит на вооружение американских ВМС в 2006 году. Это будет "Virginia SSN774". Скорость постройки этих кораблей составит более двух субмарин в год. Строительство серии закончится в 2020 году. На новой лодке - всё новое. Начиная от водомётных движителей и полностью цифрового управления, осуществляемого посредством плоских ЖК экранов-клавиатур, на которые выводятся все необходимые данные, до применения Стеллс-технологии. Лодка будет малозаметной даже на поверхности моря. А гидроакустическая заметность корабля в два раза ниже, чем у Seawolf. При этом, полное водоизмещение корабля - 7300 тонн. Про вооружение можно и не говорить.
   Именно таким кораблям придётся противостоять нашему Гепарду. А тут ещё и небольшой экипаж… Как показывает опыт большинства аварий, небольшой экипаж подводного корабля, скорее недостаток, чем преимущество. И, несмотря на относительно небольшое количество отсеков, в том же седьмом, вахту, скорее всего, будет нести один человек. Управление АПЛ - слишком сложное для небольшого экипажа задача. После двух катастроф со своими АПЛ, американцы сделали много выводов. Это и качественный судоремонт, и неукоснительное соблюдение всех, даже самых незначительных пунктов инструкций. И - увеличение численного состава экипажа. На том же суперсовременном "Морском волке" экипаж вдвое больше, чем на Гепарде. При сопоставимом водоизмещении и аналогичности выполняемых задач.
   Но, невзирая на всю дурную шумиху в прессе, национальное шапкозакидательство, мы уверены, что наш Гепард под командованием гвардии-капитана 1 ранга Д.Д. Косолапова, успешно выполнит все поставленные перед ним задачи. Не взирая на поколения кораблей. Не взирая на судоремонт. Не взирая на цены на нефть. Не взирая на брехню в прессе.
   Главное, чтобы не поставили Гепард гнить у стенки. А уж наши моряки, будьте спокойны, с честью выполнят любые задачи.