Перейти к разделу 'Подводные лодки' "К-2000: "ЖЕЛЕЗО": История подводного флота России
А.Вырский, В.Ульянов
Москва - Санкт-Петербург, январь 2002 года

САМЫЕ ПЕРВЫЕ

     В 1718 году Ефим Никонов подаёт челобитную царю: "...сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец...". Петру понравилась идея "ходить под водой и подбивать военный корабль по самоё дно". Осенью 1720 года на Неве, в присутствии Императора Всея Руси Петра I, были проведены испытания "Морели".
    В 1724 году, после успешных испытаний, корабль был спущен на воду. К сожалению, детального описания корабля не сохранилось. Известно только, что это был деревянный корабль продолговатой бочкообразной формы, который предполагалось вооружить пороховыми зажигательными ракетами, для стрельбы из надводного положения с помощью железных труб, установленных вдоль палубы под небольшим углом к горизонту. Корабль имел даже шлюзовую камеру для выхода подводных диверсантов, снаряжение для которых также разработал талантливый конструктор-самоучка.
Подводная лодка Никонова


Реконструкция "потаенного судна" (по Ю.Никитину):
1 - Проницаемая часть корпуса; 2 - Рабочий отсек; 3 - Шлюзовой отсек; 4 - Прочная надстройка; 5 - входной люк; 6 - люк входа в шлюзовой отсек; 7 - люк выхода в море; 8 - цистерна главного балласта (ЦГБ) с доской равномерного её заполнения (8*); 9 - арматура заполнения и вентиляции ЦГБ; 10 - помпа осушения ЦГБ; 11 - твердый балласт; 12,13,14 - клапаны заполнения и осушения шлюзового отсека; 15 - весла; 16 - cмотровые окна; 17 - руль; 18 - "зажигательные трубы"

    Так, намного опередив время, крепостной крестьянин построил прародительницу современных атомоходов "с ракетным вооружением".

    В 1728м году Адмиралтейств-коллегия распорядилась прекратить работы, а "изобретателя в лаптях" определить на работу по специальности, на верфи в Астрахань, тем самым, прекратив работы над "потаённым судном" в нашей стране на целое столетие. Однако, несмотря на отсутствие заинтересованности государства, интерес к подводному мореплаванию в русском обществе сохранился. Об этом свидетельствуют статьи в журналах. Подробно, и со знанием дела, обсуждалась не только возможность создания подводных кораблей, но и публиковались обзоры об изобретениях подводных кораблей и их создателях, в том числе Фултона и Монжери. Тем не менее, отсутствие практических работ в этой области, оставляли вопрос "о создании судна, могущего определённое время находится под водой" открытым.

Подводная лодка Шильдера     Но, не смотря ни на что, подводный флот в стране появился. И первой ласточкой стала цельнометаллическая подлодка российского изобретателя инженер-генерала Карла Андреевича Шильдера. Она была построена в 1834году на Александровском заводе в Петербурге. Корпус был собран из 5мм. котловой стали, укрепленной на пяти шпангоутах прямоугольного сечения. Размеры были невелики: длина до 6 м., ширина около 2 м., высота 1,8 м. Водоизмещение составляло 16 тонн. Лодка имела две башни, снабженные входными люками и иллюминаторами, служившими для наблюдения и освещения внутреннего помещения. Движение осуществлялось с помощью особых весел, выполненных по принципу "утиных лап". Для наблюдения в подводном положении на лодке была установлена коленчатая труба с отражательными призмами (прообраз современного перископа) и труба, позволявшая производить газообмен с помощью вентилятора (прообраз ПВП, РДП). Трубы монтировались на крышах башен и могли убираться внутрь корабля. Вооружение состояло из 16кг мины и 6 ракетных станков. Запуск ракет и подрыв мины осуществлялся от гальванической батареи. Испытания состоялись 29 августа 1834 года на фарватере Невки между Петровским и Крестовским островами. Корабль опустился практически на дно реки, над поверхностью воды были только верхушки башен. Через 3 часа лодка благополучно всплыла.
    В 1838 году. на подводную лодку К.А. Шильдера официально назначается командир - мичман Р.Н. Жмелев, вошедший в историю Российского императорского флота как первый командир-подводник.
    Первые попытки плавания потребовали выполнения ряда усовершенствований, выполнение которых затянулось до 1840 года. После непродолжительных испытаний, лодка была признана бесполезной, и, распоряжением военного министра от 9 октября 1841 года за № 949 опыты были прекращены и лодка назначена к уничтожению.

Подводная лодка Александровского     Следующим кораблём была подводная лодка И.Ф.Александровского, построенная в 1866 году. Русский изобретатель пришел к выводу, что подводное плавание невозможно без механического двигателя. На то время, наиболее подходящим был двигатель, работающий на сжатом воздухе. Однако этот двигатель не смог обеспечить скорость более полутора узлов. При этом и дальность плавания составляла всего лишь три мили.
    Испытания проходили на протяжении почти 40 лет, после чего корабль был пущен на лом.

    В 1879м году, в Санкт-Петербурге, на Невском заводе была построена лодка конструкции Джевецкого. Этому кораблю, с электродвигателем мощностью в 1 л.с., имевшему 355-тонное водоизмещение, длину 33 метра, и глубину погружения 12 метров повезло значительно больше. Вооружённая минами, она произвела достаточно грозное впечатление, и военно-морское ведомство построило к 1881му году пятьдесят таких лодок. Тем не менее, когда в 1904м году было принято решение об использовании подводных лодок Джевецкого в русско-японской войне, ни на Балтике, ни на Чёрном море не нашлось ни одного исправного корабля...
Подводная лодка 'Почтовый'. Построена на добровольные пожертвования в 1908 году.     Джевецкий был и автором первого в истории подводного корабля с единым двигателем. Эта лодка, названная "Почтовый", была заложена на стапеле Металлического завода в Петербурге в 1906 году и при длине 36 м., ширине 3,2 м., имела подводное водоизмещение 146 т. Двигателем служили два 130ти сильных бензиновых мотора, через зубчатую передачу вращавших общий гребной вал. Максимальная скорость лодки в надводном положении достигала 11,5 узла. Подводный ход, на одном моторе, был более 6 узлов. Его работа обеспечивалась системой подачи воздуха от баллонов со сжатым до 200 атмосфер воздухом. Выхлопные газы выводились за борт через специальную водонепроницаемую выгородку в надстройке. Дальность подводного хода составляла 28 миль. Несмотря на то, что пузырчатый след лишал подводную лодку главного преимущества - скрытности и делал её практически непригодной для военных целей, в 1908г. она была даже зачислена в списки кораблей БФ.

Подводная лодка 'Дельфин'       Первым русским боевым подводным кораблём стал "Миноносец №-150" (с 1904г. - "Дельфин"), построенный по проекту выдающегося ученого-кораблестроителя И.Г.Бубнова в соавторстве с капитаном 1-го ранга М.Н.Беклемишевым и инженер-механиком И.С.Горюновым. Подлодка была заложена в 1901г. на Балтийском заводе в Петербурге, а в 1902г. зачислена в списки кораблей БФ (до 1906г. относилась к классу миноносцев). В качестве двигателей использовался бензиновый мотор, мощностью 300 л.с., и электродвигатель, который работал также в режиме генератора. "Дельфин" имел подводное водоизмещение 135.5 тонн, длину, ширину и осадку соответственно - 19.25, 3.56 и 3.2 метра. Глубина погружения - 50 метров, скорость надводного хода 9 узлов, дальность плавания экономходом - 243 мили. Подводная скорость - 4.5 узла, максимальная дальность плавания - 28 миль. Вооружение составляли два торпедных аппарата Джевецкого с двумя торпедами калибра 381 мм. Экипаж - 2 офицера и 20 матросов. После перевода в состав Сибирской флотилии (в декабре 1904г. была перевезена по железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток) использовалась в русско-японской войне для несения позиционной и дозорной службы на подходах к заливу Петра Великого.


    Rambler's Top100 Rambler's	 Top100         Иван Сусанин - новый каталог Интернет ресурсов   Каталог интернет ресурсов - ИнфоПитер   "LookUp". Ресурсы сети	 Интернет      
Используются технологии uCoz